бизнес план

От слов к делу. Как написать бизнес-план для вашей идеи

Содержание:
  • Что такое бизнес-план и зачем он нужен
  • Составление бизнес-плана для инвесторов
  • Бизнес-план для себя
  • Как правильно составить бизнес план
  • Структура и содержание бизнес-плана
  • Создание резюме
  • Описание товаров или услуг
  • Маркетинговые исследования
  • План производства
  • Финансовый план
  • Заключение и анализ рынков
  • Приложения

Итак, вам пришла в голову оригинальная или не обязательно оригинальная идея того, как создать собственный бизнес, который способен приносить хороший доход. Картины успеха и скорого богатства стоят у вас перед глазами, все кажется возможным и достижимым. Остается только руку протянуть и взять. Но не все так просто в реальной жизни. Идея – это хорошо. Но как насчет детального плана по ее реализации?

Любая гениальная идея должна сопровождаться подробным бизнес-планом, в котором расписаны все этапы развития вашей будущей компании и учтены не только расходы, но и возможные риски на пути реализации. В этой статье мы расскажем вам, как правильно составить бизнес план, что должно туда входить и какое оформление считается приемлемым и удобным для потенциальных инвесторов

Что такое бизнес-план и зачем он нужен

Бизнес план – это документ, содержащий в себе: расчеты финансовых потоков, планирование, исследование рынка и анализ возможных рисков. На основе этих данных делается вывод об экономической целесообразности того или иного проекта.

Представьте себе работу инженера, который задумал создать некую машину. Он представляет себе, как она будет работать, у него есть понимание того, какие запчасти понадобятся и как их собирать, чтобы машина работала. Но прежде чем приступать к физической работе, он садится за чертежи, в которых учитывает все малейшие детали и рассчитывает сумму действующих сил на каждом узле свой будущей машины с целью проверки на прочность и работоспособность.

Так вот, бизнес-план и есть такой же схематический чертеж вашей будущей бизнес машины. Для того, чтобы ваша идея претворилась в реальность, вы должны для начала проверить на бумаге то, что она будет жизнеспособна. Далее — какие затраты на каждом промежутке времени вам потребуются до тех пор, пока вы не достигните точки безубыточности. И только тогда вы сможете представить себе картину ваших дальнейших действий.

Важно! Ни один более-менее серьезный человек (инвестор) не предоставит вам средства для реализации вашей идеи без четкого и понятного бизнес-плана.

При написании любого бизнес плана необходимо учитывать три положения:

  • Первое. Момент, в котором вы находитесь сейчас, или «точка А». Это может быть seed-up или «посевной этап», когда у вас кроме самой идеи практически ничего нет. Либо, это может быть этап развития уже действующего бизнеса, и вы ищите венчуров (особый тип инвесторов) для дальнейшей экспансии. В таком случае вам необходимо будет подробно описать имеющиеся у вас показатели прибыли и ожидаемые значения ROI (return on investments) – процент возврата от инвестиций.
  • Второе. Момент, которого вы желаете достичь через определенный промежуток времени, или «точка В». Инвесторов, как правило, не интересуют ваши планы по «захвату рынка» или «гениального продукта». Их интересует «момент входа» и «момент выхода». Они инвестируют ради прибыли. И вы должны это понимать. Поэтому четко опишите перспективу их дохода через определенный промежуток времени. Именно по этой причине бизнес-планы для инвесторов описываются на 3-5 лет вперед.
  • И третье. Список тех шагов, которые вам позволят из «точки А» попасть в «точку В». Собственно, сам план.

Различают два основных случая, при которых требуется составления бизнес-плана для вашей идеи. И в каждом из них манера и характер описания существенно различаются.

Разберем эти случаи.

Составление бизнес-плана для инвесторов

В этом случае вашей главной задачей будет правильно преподнести перспективы проекта для получения необходимых заемных средств. При составлении следует соблюдать некоторые правила:

  • Только проверенная и четкая информация. Таких оборотов, как «я думаю», «вполне вероятно» и «скорее всего» не должно быть в итоговом документе. Необходимо придерживаться лаконичности и краткости изложения.
  • Положительная динамика развития. Вы должны суметь показать то, каким образом и почему ваша компания добьется успехов, за какой срок и на основе каких данных вы делаете такие выводы. Помните, инвесторы постараются найти ВСЕ возможные риски в вашем деле, так как им не хочется терять свои деньги. Постарайтесь заранее предугадать эти возражения и отработать их.
  • Хорошо составленная презентация + уверенная подача. Покажите, что вы серьезно подготовились. Найдите или составьте графики, красиво оформите их, используйте статистику по похожим бизнесам. Используйте официальные данные по количеству населения, его среднему доходу, опишите вашего идеального клиента, приведите данные маркетинговых исследований. Все это даст больший вес вашим выводам и убедит потенциальных инвесторов в вашей пригодности как руководителя.

Не лишним будет привлечь дополнительных специалистов на презентацию. Например, финансового директора или будущего главного бухгалтера, маркетологов, бренд-менеджера, IT-специалиста. Во-первых, сразу будет понятно, что у вас есть команда, во-вторых, вы сможете перевести дух, переключаясь от одного докладчика к другому и дополнять друг друга.

И еще. Если вы допустили явную ошибку в своих расчетах (а такое бывает), не следует спорить с инвестором и стоять на своем во чтобы то ни стало, а попробуйте на месте скорректировать ваши расчеты с учетом новых данных. Это покажет вашу гибкость и умение работать в условиях изменяющейся среды.

И помните: в конце доклада у инвестора должна сложится четкая и понятная картина вашего и его успеха.

Бизнес-план для себя

В отличии от бизнес-плана для инвесторов здесь вы можете опустить разного рода формальности, так как вам самому себе доказывать уже ничего не надо. «Бизнес-план для себя», как правило, пишется для малых бизнесов, которые вы планируете реализовать самостоятельно, либо с помощью друзей и знакомых.

Тем не менее, даже в этом случае вам необходимо продумать каждую деталь вашего бизнеса. Расходы на аренду, на электроэнергию, налоги, затраты на оформление, закупка оборудования, на рекламу, те же канцелярские товары. Чем подробнее вы представите и опишете ваши расходы и доходы, а также их периодичность и сроки, тем легче вам будет работать в дальнейшем.

Как правильно составить бизнес план

Написать бизнес план самостоятельно вам помогут некоторые наработанные методики, которые применяются во всем мире. Одна из таких методик — это SWOT-анализ.

SWOT – это аббревиатура от первых букв следующих слов:

Strenghts – сильные стороны вашего продукта или услгуи;

Weakness – слабые стороны или недостатки;

Opportunities – возможности или положительные перспективы;

Threaths – угрозы или отрицательные перспективы;

Как мы видим первые два фактора указывают на внутренние характеристики вашей компании, а другие два — на внешние. SWOT-анализ необходим для предварительной оценки и делается, как правило, перед написанием основного бизнес плана.

Это общее описание положительных и отрицательных сторон вашего продукта и перспектив дальнейшего развития без подробного описания их особенностей. Это может выглядеть следующим образом:

 

Возможно заинтересует:  Практика ведения книги жалоб и предложений
StrenghtsИнновационный продуктOpportunitiesВыход на новые рынки
Низкие издержки производстваОткрытие новых производств по франшизе
Отсутствие местных конкурентовЛояльность регионального руководства
Налоговый льготы от государстваПривлекательность проекта для инвестиций
WeaknessПокупатель не знаком с продуктомThreathsОкончание периода налоговых льгот
Плохо развитая логистикаИзменение регулирующего законодательства
Низкие производственные мощностиИзменение процентных ставок
Недостаток квалифицированных кадровИзменения курса валют, от которых зависит стоимость комплектующих

Структура и содержание бизнес-плана

Здесь мы разберем какие вообще разделы должны присутствовать в бизнес плане.

  1. Резюме
  2. Описание товаров или услуг
  3. Маркетинговые исследования
  4. План производства
  5. Финансовый план
  6. Заключение и анализ рисков
  7. Приложения

Это основной, но далеко не полный и не обязательный список. В зависимости от специфики определенного бизнеса некоторые разделы могут быть исключены, а другие добавлены.

Создание резюме

Резюме – это обобщение всего бизнес-плана на двух трех страницах. Это самая информативная и важная часть вашего документа. Пишется оно только после составления всего бизнес-плана и является кратким его описанием. В резюме вы должны раскрыть суть вашего проекта, его потенциал и финансовую привлекательность.

Не стоит забывать и о рисках, безрисковых бизнес-планов не существует. В резюме не стоит расписывать подробности (они уже у вас есть на следующих страницах), здесь следует привести итоги всего вашего документа в кратком виде.

Описание товаров или услуг

В этом разделе вам необходимо подробно описать реализуемые вами товары или услуги. Для этого вам потребуется провести следующую работу:

  • Опишите название вашей продукции;
  • Предоставьте все характеристики данной продукции;
  • Приложите качественное фото;
  • Ответьте на вопрос: какие задачи для потребителя решает ваш продукт или услуга;
  • Опишите вашего идеального покупателя;
  • Предоставьте сравнительную характеристику схожих товаров у конкурентов;
  • Опишите вашу модель ценообразования и укажите нишу на рынке, которую стремитесь занять;
  • Ответьте на вопрос – почему ваш товар будет пользоваться спросом;
  • Опишите этапы постпродажного обслуживания, которое собираетесь предоставлять;
  • Другие важные характеристики вашего товара: упаковка, экологичность, инновационность.
  • Патенты и сертификаты, если таковые имеются.

После такого подробного анализа инвестор, и вы с ним вместе, сможете четко понимать – что вы производите, для кого и на каких рынках сбыта этот товар будет пользоваться спросом.

Маркетинговые исследования

Маркетинговые исследования включают в себя анализ рынков сбыта, способов продвижения товара, анализ спроса со стороны потребителей, анализ конкурентной среды и прочее. Маркетинговая стратегия – один из важнейших элементов успеха компании. Здесь следует учитывать множество факторов:

  • Покупательная способность ваших клиентов и размер спроса на том рынке, где вы планируете действовать;
  • Сравнительная характеристика по вашим ближайшим конкурентам;
  • Возможные каналы сбыта вашей продукции с их сильными и слабыми сторонами;
  • Стоимость продвижения на разных ресурсах и рекламных площадках;
  • Отличительные особенности упаковки, хранения и доставки вашей продукции;
  • Планируемые объемы продаж и способы их увеличения;
  • Сезонность торговли.

Над маркетинговым планом стоит работать постоянно – именно здесь залог успеха любой компании.

План производства

Данный раздел необходим лишь для компаний, которые собираются производить какой-либо товар. Для торговых организаций и занимающихся продажей услуг данный раздел опускается.

В том же случае, если вы планируете производить, то в этом разделе необходимо предоставить информацию об имеющихся у вас в наличии активах, необходимых для производства, таких как: техническое оборудование, помещения, квалифицированный персонал. Либо же о необходимости приобретения данных активов. В данном разделе вы должны будете рассчитать все издержки производства, как капитальные, так и операционные, а также амортизационные расходы и на основе этих данных вычислить себестоимость вашего продукта. Помимо этого, вам следует рассмотреть следующие процессы:

  • Описание и характеристика используемой на производстве технологии;
  • Схема расположения производственных мощностей (в приложении);
  • Цепочка поставок сырья и обосновать выбор поставщиков;
  • Данные о соблюдении безопасности на производстве и технические характеристики выпускаемого таким образом продукта;
  • Информация о парке оборудования и планы по его обновлению;
  • Анализ, в котором отображена структура себестоимости единицы продукции;
  • Данные о планах по модернизации производственного процесса и сокращению издержек.

Финансовый план

В данном разделе вы должны отобразить в виде таблиц все ваши расходы и доходы (их еще называют финансовыми потоками) на каждом участке жизни компании. Если это трех- или пятилетний план, то на первые два года пишутся данные на каждый месяц, далее поквартально.

При самостоятельном написании бизнес-плана начать следует с капитальных расходов. Опишите и занесите в таблицу все, что вам потребуется для открытия бизнеса. Далее добавьте туда организационные расходы, необходимые при регистрации. Затем переходите к операционным. Рассчитайте затраты на будущую рекламу, оплаты труда сотрудников, добавьте к нему все налоговые отчисления.

В случае производства опишите сколько сырья и в каком объеме вы планируете закупать каждый месяц. Отчисления в фонд амортизационных расходов. Выплаты процентов по кредитам, и прочее.

После этого аккуратно и приближенно к реальности добавьте ожидаемые доходы от продаж за вычетом всех налогов. Также опишите ожидаемые поступления из личных фондов, либо заемные средства от инвесторов и банков. Так у вас получится два денежных потока: входящий и исходящий.

И на каждый период времени необходимо отобразить общий тотал финансовой динамики. Из данных расчетов вы должны определить предполагаемую точку безубыточности – когда именно этот результат придет к нулю.

Стоит помнить о том, что чрезмерно оптимистичные планы могут привести к банкротству компании на этапе становления и выхода на рынок.

Заключение и анализ рынков

В этой части плана вы можете рассмотреть несколько сценариев возможных событий. Рассмотреть внешние благоприятные и неблагоприятные факторы и то, как они могут влиять на развитие компании.

В заключении сделать обобщающий вывод на основе имеющихся данных о целесообразности инвестиций и ожидаемых сроков возврата средств.

Приложения

В приложения вкладывается подробная техническая информация, которую не к месту указывать в самом бизнес-плане. Это могут быть: планы производственных помещений, чертежи продукта, дизайн упаковки и прочее.

Итак, мы разобрали с вами, что такое бизнес-план, как его правильно составить самостоятельно и оформить надлежащим образом. Путь от бизнес-идеи до компании начинается именно с написания данного документа. Образцы бизнес-планов для разных бизнесов можно найти в интернете. Но конкретно под вашу идею документ придется создавать свой. Проводить собственные маркетинговые исследования, составлять сметы расходов и доходов и многое другое. Всегда можно попробовать обратиться к специалистам за помощью, но стоит это недешево. Поэтому, если вы всерьез решили реализовать вашу идею, то не робейте, засучите рукава и принимайтесь за работу!

ПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 + 16 =