Структура бизнес плана

Структура бизнес плана или как правильно составить бизнес план

Содержание:
  • Назначение бизнес плана
  • Сущность бизнес планирования
  • Структура бизнес плана 📋
  • Титульный лист
  • Меморандум о конфиденциальности
  • Резюме
  • Цель проекта
  • Анализ рынка в данной области 🤔
  • Положение предприятия во всей отрасли
  • Описание продукта
  • Маркетинговые исследования рынка и план сбыта продукции
  • Производственный план
  • Организационный план
  • Финансовый план 💲
  • Анализ возможных рисков
  • Приложения
  • Заключение

Структура конкретного бизнес плана от проекта к проекту может отличаться. Это будет зависеть от сложности проекта и его направления. Но при этом есть определенный набор обязательных разделов, которые должны присутствовать в любом правильно составленном бизнес плане. Для того, чтобы не ошибиться в выборе необходимых разделов давайте разберемся в таких понятиях, как: сущность бизнес плана и его предназначение.

Назначение бизнес плана

Бизнес план будущей организации – это документ, в котором должны содержаться исчерпывающие данные о выпускаемой продукции/услуге, потребителях, конкурентной среде и финансовых потоках на всех стадиях развития. А также возможные риски и способы их нивелирования.

Исходя из этих данных должен быть выведен краткий итог о целесообразности инвестиций и ориентировочных сроках окупаемости (выхода из проекта). Проработанный и качественный бизнес план, как правило, используется в качестве презентации проекта возможному инвестору.

Многие видят в этом его главное предназначение, а поэтому зачастую составляют всего одну версию бизнес плана – оптимистичную. И это уже ошибка. Назначение бизнес плана не «продать» ваш проект инвестору, а выяснить, в первую очередь для самого себя, формулу успеха для планируемой организации.

Откуда будут складываться доходы, какие необходимы расходы и в каком промежутке времени? Кто ваш основной потребитель, как вы будете выходить на него? Какие риски могут ждать вас на пути развития? И так далее. Главное предназначение данного документа – это просчитанная до мелочей дорожная карта развития компании. Качественно составленный бизнес план – это инструмент на пути к успеху.

Назначение бизнес плана

Сущность бизнес планирования

Сущность бизнес планирования сводится к проработке всех аспектов будущего бизнеса на бумаге. Так же как инженер, который изобретает новую деталь или устройство, делает вначале чертеж, так же и предприниматель прежде чем вкладывать средства старается на бумаге просчитать все до мелочей.

В настоящее время без планирования не обходится ни одно открытие нового бизнеса. И этому моменту стоит уделить необходимое время и силы. Качественно проведенные исследования не только покажут инвестору вашу компетентность, но и станут важным инструментом в дальнейшем управлении компанией.

Структура бизнес плана 📋

Давайте разберем, какие разделы должны входить в состав бизнес плана. Стандартная структура бизнес плана выглядит следующим образом:

  1. Титульный лист
  2. Меморандум о конфиденциальности
  3. Резюме
  4. Цель проекта
  5. Анализ рынка в данной области
  6. Положение предприятия во всей отрасли
  7. Описание продукта
  8. Маркетинг и план сбыта продукции предприятия
  9. Производственный план
  10. Организационный план
  11. Финансовый план
  12. Анализ рисков
  13. Приложения

Структура бизнес плана

Титульный лист

Здесь располагается такая общая информация, как:

  • Название проекта;
  • Название организации, которая будет выполнять проект и ее контактные данные (в том случае, если организация еще не создана, то контактные данные руководителя команды);
  • Названия организации или лица, для кого предназначена данный экземпляр;
  • Дата составления.

Также на титульный лист можно вынести краткую информацию о финансовой части проекта: требуемый размер инвестиций и ожидаемые сроки окупаемости.

Меморандум о конфиденциальности

Данный раздел предназначен для защиты авторских прав составителя. Особенно актуален в тех случаях, когда планируется использовать ноу-хау и вы опасаетесь рассказывать о нем потенциальным инвесторам.

В меморандуме указывается на конфиденциальность предоставляемой информации и запрете на копирование и распространения без ведома автора.

В тех случаях, когда в бизнес-плане раскрывается смысл определенного ноу-хау следует также внести вместе с юристом в меморандум положения о возмещении возможного ущерба в случае распространения указанной информации. Во всех остальных случаях, это просто краткое напоминание о неразглашении.

Резюме

Если вы планируете предоставлять ваш бизнес план для инвесторов, то этот раздел считается самым важным, так как инвесторы читают его в первую очередь. В этом разделе вы должны кратко изложить суть и цель проекта, его финансовые показатели, целесообразность инвестиций. Исходя из названия раздела, здесь вы описываете итоги ваших исследований и вычислений, на основании которых и делаете конкретный вывод (требуются такие-то инвестиции и ожидаемый срок их возврата).

Резюме должно предоставлять исчерпывающую информацию обо всем бизнес плане в краткой форме, рекомендуемый объем не более 2-х страниц текста. Соответственно этот раздел пишется в последнюю очередь и основой для него служит информация из всех остальных разделов. Структура резюме может выглядеть следующим образом:

  • Описание проекта (территориальное расположение, сфера действия);
  • Краткая информация об исполнителе (команда или организация);
  • Цель проекта и его уникальность;
  • Обеспеченность проекта ресурсами;
  • Требуемый объем инвестиций;
  • Механизм исполнения;
  • Итоги маркетинговых исследований и анализа рынка (графики, таблицы, диаграммы);
  • Желательно иметь три прогноза развития событий по доходной части: оптимистичный, ожидаемый и пессимистичный;
  • План по возврату инвестиций;
  • Показатели эффективности проекта (ROI – return on investments).
Возможно заинтересует:  Как правильно подобрать женский деловой костюм?

Далее идут подробные сведения о каждой стороне планируемого предприятия.

Структура резюме

Цель проекта

В данном разделе вы должны описать цель вашего проекта, а именно то, какую потребность в товарах или услугах вы планируете удовлетворить. Желательно указать уникальность вашего продукта и его отличительные в положительную сторону от конкурентов особенности.

Здесь следует описать преимущества выводимого на рынок продукта. Это может быть, как более низкая стоимость, так и уникальность товара или услуги. Если у вас имеются патенты, то в этом разделе также следует о них упомянуть.

Анализ рынка в данной области 🤔

В этом разделе приводится анализ рынка в той области, в которой вы планируете действовать. Подробный и качественный анализ ближайших конкурентов и области в целом позволит показать, что вы владеете информацией и понимаете, что необходимо делать для достижения успеха.
Здесь следует привести сводную таблицу по сходным товарам или услугам, выделить их сильные и слабые стороны.

На основе этого предложить концепцию вашего будущего товара и показать каким образом он сможет конкурировать на данном рынке и занять свою нишу. Также исходя из этого исследования вы определите и опишите свою целевую аудиторию – для кого ваш товар или услуга будут предназначены.

Положение предприятия во всей отрасли

В этом разделе приводится анализ предприятия во всей отрасли в целом. Для этого следует привести следующую информацию о предприятии:

  • Территориально расположение (адрес предприятия, тип помещения, собственность или аренда, другие важные сведения);
  • Административная информация (дата открытия, организационно-правовая форма, информация об учредителях и партнерах);
  • Все виды деятельности по ОКВЭД и список выпускаемой продукции;
  • Финансовые показатели для действующего предприятия;
  • Информация о контрагентах и поставщиках;

Описание продукта

В этой части бизнес плана приводится подробное описание выпускаемого продукта с его подробными характеристиками (вес, размер, потребительские свойства и упаковка). Здесь вы должны как можно более подробно, с визуальным представлением описать свойства вашего товара. Его эксплуатационные качества, экологичность, отличительные особенности и конкурентные преимущества.

Описание продукта

Маркетинговые исследования рынка и план сбыта продукции

Перед выходом на рынок вы должны убедится, что ваша продукция будет востребована. Для этого проводятся маркетинговые исследования, целью которых является определение целевой аудитории, каналов сбыта и, главное, наличие необходимого спроса. Успешные бизнесмены говорят, что от правильного маркетинга зависит 80% успеха.

Таким образом, не так важно, что ты продаешь, важно – как ты продаешь. В данном исследовании желательно описать следующие моменты:

  • Анализ рынка сбыта (размеры рынка, объемы продаж за год и ожидаемая доля на этом рынке);
  • Анализ конкурентной среды: подробное описание ближайших конкурентов и их сильные и слабые стороны;
  • Анализ целевой аудитории: подробное описание «вашего» клиента, его статуса и ожиданий от продукции;
  • Описание каналов сбыта. То, каким образом вы собираетесь сбывать вашу продукцию. Посмотрите, возможно здесь есть возможности, которые еще ни используются вашими конкурентами и это даст вам преимущество;
  • Маркетинговая стратегия по выходу на рынок и привлечению клиентов. Исходя из вашего товара выделите его привлекательность для потребителя. Опишите то, каким образом вы планируете выходить на рынок и завоевывать свою нишу. Какие рекламные компании будете использовать и почему именно эти.

Этот раздел является самым важным и менее всего понятным на этапе «идеи». Только после глубокой проработки этого раздела вы сможете ответить себе и инвестору на вопрос – будут ли ваши товары или услуги пользоваться спросом в данной локации и почему именно.

При этом не стоит забывать, что с течением времени ситуация на рынке постоянно меняется и то, что было актуально год назад уже может не работать сегодня. Маркетинговым исследованиям и анализу рынка должно уделяться достаточно внимания на всех этапах развития компании, не забывайте об этом.

Производственный план

В данном разделе вы должны подробно описать производственный процесс в том случае, если вы планируете выпускать какую-либо продукцию. В отсутствии выпускаемой продукции данный раздел опускается. Здесь должны быть указаны такие сведения, как:

  • Необходимость в производственных помещениях (технические характеристики);
  • План расположения оборудования (в приложениях);
  • Описание технологии производства;
  • Список необходимого персонала и их квалификация;
  • Описание того, каким образом будут соблюдаться требования по безопасности труда и соблюдение экологических норм;
  • Определение необходимых объемов сырья на единицу выпускаемой продукции;
  • Планирование поставок сырья в течении года и данные о поставщиках;
  • Расчет себестоимости единицы продукции и анализ ее структуры;
  • Амортизационные расходы;
  • Общая смета необходимых затрат на производство. Должна включать в себя капитальные и операционные расходы.
Возможно заинтересует:  Коммерческое предложение: используем образец и составляем правильно

Организационный план

Здесь должны быть подробно описаны все действующие законодательные акты, которые регламентируют ту сферу деятельности, в которой вы собираетесь открывать бизнес проект. Здесь также следует привести план и ожидаемые сроки получения необходимых лицензий и разрешений.

Зачастую на практике оказывается так, что ожидания предпринимателей не всегда соответствуют реальности и открытие иногда сильно затягивается из-за недостаточного планирования и отсутствия информации о сроках выдачи той или иной лицензии. Поэтому проработайте этот момент – узнайте, какие разрешения вам потребуются и сколько времени необходимо для их получения.

Организационный план

Финансовый план 💲

Это подробное описание финансовых потоков на каждый месяц для первого года и ожидаемые показатели на следующие 4 года. Как правило финансовый план составляется на 5 лет. Оформляется в виде нескольких таблиц:

  • Капитальные и операционные расходы.
  • Фонд заработной платы.
  • Налоговые отчисления.
  • Кредиты и выплаты по ним.
  • Сводная таблица.

В сводной таблице вы должны отобразить все финансовые потоки на каждый месяц и общий итог в последней строчке. Таким образом должно быть наглядно видно, когда вы планируете достигнуть точки безубыточности и какие планируете расходовать средства в каждый конкретный месяц.

И если с расходами более-менее все понятно и рассчитываемо, то с доходами могут получится отклонения, поэтому лучше всего сделать сразу три финансовых плана на рассмотрение. Они должны будут исходить из трех прогнозов по продажам: ожидаемого, пессимистичного и оптимистичного.

Для более удобного усвоения желательно преобразовать эти данные в виде графика.

Анализ возможных рисков

Этот раздел содержит в себе анализ тех трудностей и рисков, с которым может столкнуться ваше предприятие в процессе работы, а также способы их нивелировать. Какие это могут быть риски? Самые разные, от изменения в законодательстве, до снижения спроса или обвала местной валюты. Для того, чтобы придать уверенности вашим возможным инвесторам вы должны показать, что осознаете все возможные риски, в состоянии их просчитать и имеете возможность уменьшить их влияние на исход предприятия настолько, насколько это возможно.

На данный момент разработано и используется на практике достаточное количество действенных методик для определения и анализа возможных рисков. Важно учитывать степень влияния того или иного риска и вероятность его исхода. Большим плюсом будет предоставление определенных гарантий на инвестиции. Это может быть: страхование, залог активов, банковские или государственные гарантии.

Анализ возможных рисков

Приложения

В приложениях содержится все то, что не уместно размещать в самом бизнес-плане. Это могут быть планы производственных помещений, технические чертежи продукции, устав предприятия и так далее. А также другие документы, на которые вы ссылаетесь в своем бизнес плане.

Заключение

Итак, мы разобрали основные разделы, которые должен содержать стандартный бизнес план. Степень и глубина проработки конкретного БП зависит от сложности проекта и предназначении самого плана. Если документ предназначается для поиска инвестора, то предприниматель старается показать максимум своей компетентности и привлекательность проекта.

В связи с этим некоторые моменты упускаются, другие наоборот излишне подробно и глубоко описываются. В том же случае, если бизнес-план пишется в основном как руководство по дальнейшему применению и для себя, то могут быть упущены важные исследования по рынку, конкурентам и другая важная информация.

В обоих случаях что-то упускается или не дорабатывается. Поэтому, не важно для кого вы собираетесь составлять бизнес план, для себя или для инвестора, прорабатывайте каждый раздел до получения конкретного ответа на поставленный вопрос. Так вы сможете не только доказательно убедить инвестора в успехе будущего предприятия, но и сами будете уверены в том, что у вас имеется ответ на любой непредвиденный вопрос, который может возникнуть в ходе предпринимательской деятельности. Удачи Вам!

ПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 2 =