Регистрация индивидуального предпринимателя – довольно простая процедура. Сам процесс оформления документов не занимает много времени, но имеет нюансы, на которые необходимо обратить внимание. В статье разберем, как открыть ИП самостоятельно в 2024 году году.
Что важно знать о регистрации ИП
Все положения изложены в законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» под номером 129-ФЗ. Весь процесс разделен на два этапа
- подготовка к открытию ИП;
- сам процесс оформления документов.
Самый простой и быстрый способ оформить индивидуальное предприятие – привлечь специализированные организации. Их услуги обойдутся в 2–8 тыс. рублей. В таком случае вам не придется ничего делать самостоятельно. После получения разрешительных документов можно сразу приступить к осуществлению своего бизнес-плана.
ИП регистрируется в налоговом органе по месту постоянной регистрации предпринимателя, но может вести свою деятельность на все территории РФ.
Дальше в статье мы разберем основные этапы регистрации для тех, кто планирует регистрировать ИП самостоятельно, не прибегая к помощи посредников.
Подготовительный этап регистрации ИП
Открывая ИП, важно сразу понимать, каким видом деятельности вы будете заниматься — в противном случае регистрация не имеет никакого смысла. Каждому виду деятельности присвоен шифр, состоящий из цифр – код. Все они собраны в ОКВЭД – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Это весьма обширный документ, но изучать его весь не нужно. Достаточно найти раздел, к которому будет относиться будущая деятельность.
Имейте в виду, что список кодов ОКВЭД был обновлен в 2018 году, и старая редакция недействительна.
Например, если вы хотите открыть производство мебели, необходимо перейти в раздел «Прочие производства». Его код – 31, но здесь есть несколько подразделов, которые более точно определяют вид деятельности. Если производство будет ориентировано на выпуск кухонной мебели, то его код 36.02, а если офисного оборудования, то 36.01, матрасов — 36.03. Классификатор легко найти в интернете.
Можно включать в свидетельство несколько видов деятельности — проще сделать это сразу, чем потом добавлять новые коды ОКВЭД.
Второй важный шаг – определение системы налогообложения для ИП. Все существующие системы делятся на общую (ОСНО) со ставкой 15% и упрощенную (УСН, или «упрощенка»). УСН включает несколько видов:
- Патентная система (возможна не для всех видов деятельности). Предприниматель покупает патент на определенный период и в течение этого промежутка времени не платит налоги;
- ЕНВД, единый налог на вмененный доход (не для всех видов деятельности и не во всех регионах). Сумма налога фиксирована и не зависит от фактических результатов работы предприятия, а зависит от вида деятельности и региона. Обратите внимание, что заявление о переходе на ЕНВД нужно подать не в момент регистрации ИП, а когда вы фактически начнете вести свою предпринимательскую деятельность;
- УСН Доходы по ставке 6% от полученных доходов;
- УСН Доходы минус расходы по ставке 15% от разницы между доходами и расходами;
Кроме того, предприниматель должен делать выплаты в Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
По статистике большинство ИП выбирают систему УСН 6%, но специалисты рекомендуют тщательно просчитать все варианты исходя из ожидаемых показателей прибыли и расходов.
Внимание! Чтобы оформить ИП на удобную систему налогообложения, необходимо написать заявление в налоговую. Если этого не сделать, автоматически вас прикрепят к ОСНО, а это, как правило, не выгодно для предпринимателя.
Зарегистрировать ИП можно через налоговую службу (принести документы лично или отправить по почте заказным письмом с уведомлением), а также через МФЦ, Госуслуги и через нотариуса. Рассмотрим все варианты.
Процесс оформления документов для ИП через налоговую службу
Перед тем как открыть ИП, нужно узнать адрес налогового органа, куда подаются документы, по месту вашей прописки.
Теперь нужно собрать все необходимые бумаги. Какие документы нужны для регистрации ИП:
- Ксерокопии паспорта – все страницы;
- Квитанция об оплате государственной пошлины. Саму квитанцию можно найти, заполнить и распечатать на официальном сайте Федеральной налоговой системы – ФНС РФ. Госпошлина составляет 800 рублей;
- Копия справки ИНН – идентификационный номер;
- Заявление о регистрации предприятия по образцу Р21001, его также можно найти и скачать в интернете;
- Заявление на применение системы налогообложения по форме №26.2-1. Образец правильного его оформления есть на сайте ФНС.
Есть возможность не относить самостоятельно пакет документов, а отправить его по почте, но в этом случае обязательно нужно заверить у нотариуса заявление о регистрации предпринимателя.
Лучше самостоятельно сдать документы, узнать расположение налоговой инспекции и познакомиться с инспектором.
Как заполнить заявление на регистрацию ИП
Заявление можно заполнить на компьютере или от руки. На компьютере — шрифтом Courier New, 18 кегль. От руки — ручкой с черными чернилами, прописными заглавными буквами.
Заявление состоит из 4 страниц, заполнить его можно по образцам. Проверьте корректность введенных данных. При наличии у вас ИНН его указание в заявлении обязательно. Если ИНН нет — оставьте это поле пустым. Если вы не знаете, есть ли у вас ИНН, воспользуйтесь онлайн-сервисами «Узнай свой ИНН».
После сдачи документов будущий предприниматель получает расписку, что их приняли, а также один экземпляр заявления на применение УСН с печатью налогового органа и подписью ответственного лица. Необходимо их хранить вместе с корешком от квитанции об уплате государственной пошлины.
Завершающий этап регистрации
Затем, согласно законодательству, нужно подождать 3 рабочих дня и прийти за свидетельством о регистрации. При себе нужно иметь паспорт и расписку с корешком об оплате госпошлины. После этого человек получает следующие документы:
- Свидетельство о регистрации ИП, с присвоением номера ОГРНИП. Этот идентификатор заносится в единый государственный реестр;
- Персональный номер налогоплательщика.
Чтобы избежать в будущем проблем с налогами, нужно самостоятельно запросить в налоговых органах уведомление о том, на какую систему переведен предприниматель после регистрации ИП.
Как бесплатно открыть ИП через Госуслуги или МФЦ
Вы можете подать пакет документов для октрытия ИП можно подать через портал Госуслуги, но только если у вас есть подтвержденная учетная запись, а также электронная подпись.
Еще один вариант — подача через МФЦ (многофункциональный центр в вашем городе). В таком случае вы должны записаться на прием к специалисту МФЦ и прийти в назначенное время с пакетом документов.
Обратите внимание! Если вы подаете документы через МФЦ или в электронном формате через Госуслуги, в соответсвии с пп 32 ст 333.35 Налогового кодекса России платить госпошлину не нужно.
Что делать после регистрации ИП
Но это еще не все.
Дальше необходимо о пройти регистрацию в Пенсионном фонде, который курирует взносы по обязательному медицинскому страхованию – ФФОМС. Это должны делать налоговые органы после оформления предприятия, но бывает, что соответствующее уведомление не приходит (его присылают по почте). В таком случае предприниматель сам должен подать документы в Пенсионный фонд и оформить постановку на учет. Для этого понадобится:
- Свидетельство о регистрации предпринимателя: копию и оригинал;
- Свидетельство плательщика налогов;
- Пенсионное свидетельство.
После этого на руки выдается или по почте присылается извещение о постановке предпринимателя на учет в ПФ РФ.
Следующий шаг — Получение кодов статистики. Вам должно прийти письмо о присвоении кодов, которое выдаёт Росстат. В нем указан код — ОКПО: он понадобится при составлении отчётности и открытии счета в банке.
При необходимости закажите печать ИП (по закону делать это не обязательно).
Далее вам необходимо открыть расчетный счет в банке (это можно сделать онлайн) и решить вопрос с наличными платежами. Требуется купить и зарегистрировать в ИФНС кассовый аппарат, поскольку ИП не могут работать без ККТ и без выдачи кассового чека. Исключения в соответствии со ст. 2 Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ — оказание бытовых услуг физлицам и работа на режиме ЕНВД или ПСН.
Если у вас будут наемные сотрудники по трудовому или гражданско-правовому договору, требуется дополнительно зарегистрироваться в ПФР и ФСС как работодатель.
Если вы работаете в сфере розничной торговли, транспортных услуг и услуг населению, нужно отправить уведомление налоговой о начале фактической деятельности.
Определитесь, кто будет вести отчетность вашего ИП. С момента открытия ИП предприниматель обязаны вести бухгалтерию и оплачивать все положенные по закону налоги и сборы. Обычно для этого нанимают бухгалтера — в штат или на аутсорсе.
Рекомендуем просмотреть видео с пошаговой инструкцией по регистрации:
Это все, что нужно, чтобы оформить свой легальный бизнес. Как вы видите, сделать это достаточно просто. Надеемся, теперь вам понятно, как открыть ИП самостоятельно в 2024 году году!
Советуем также прочитать:
- Как назвать свою фирму чтобы она была успешной
- Лучшие франшизы для женщин
- Как открыть турфирму с нуля