Бизнес-план книжного магазина: 6 шагов к открытию

книжный магазин Бизнес-планы

Если вы любите книги и верите, что количество читающих людей в нашей стране будет расти, рассмотрите вариант открытия своего книжного магазина. Сегодня этот бизнес имеет свои особенности, которые нужно учитывать. Во-первых, растет доля электронных книг. Во-вторых, магазины, где продавцы подбирали литературу каждому покупателю, давно ушли в прошлое. Сейчас такой формат уже неактуален.

Чтобы выжить на книжном рынке, придется перейти на самообслуживание, а книжный ассортимент щедро разбавить канцелярскими принадлежностями и другими товарами (например, подарочными наборами). Арендовать большие площади, чтобы открыть огромный магазин-мечты, больше напоминающий библиотеку, тоже нецелесообразно и экономически невыгодно. Разберем, каким должен быть современный книжный магазин. 

Бизнес-план книжного магазина

Бизнес-план включает следующие пункты:

  1. Резюме проекта. Анализ рынка, целевой аудитории, конкурентов, определение актуальности бизнеса.
  2. Организационно-производственный план.
  3. Финансовый план.
  4. Маркетинговый план.
  5. Анализ рисков

Рассмотрим все пункты плана более подробно.

Актуальность бизнеса 

Еще двадцать-тридцать лет назад книжный рынок в нашей стране переживал расцвет. Почти у каждого в семье осталось «советское наследие» в виде большой библиотеки, где произведения авторов собирали целыми сериями.

К сожалению, за два десятилетия наша нация из «самой читающей» превратилась в «мало читающую». Серьезный удар по рынку бумажных книг нанесло появление электронных изданий. Зачем человеку платить достаточно большие деньги (среднестатистическая книга стоит от 300 до 600 руб), если можно зайти в интернет- магазин и купить файл за 100-200 руб?

К тому же пираты регулярно публикуют книги в открытом доступе: нужный текст можно найти в интернете и бесплатно загрузить на планшет или телефон. Это сказывается на работе издательств и на книжном рынке в целом.

По данным статистических исследований, объемы книжного рынка России ежегодно уменьшаются. Самый плохой результат по выпуску книг был зафиксирован в 2014 году. Если сравнивать статистику за последние годы с цифрами 2008 года, то книжный рынок стал меньше почти в два раза.  Но в последние годы ситуация с продажами не такая печальная.

Магазины успешно покрывают убытки за счет увеличения стоимости товаров. Если в 2007-2008 годах можно было купить издание за 80-100 руб, то к 2019 году стоимость аналогичной книги выросла до 250-350 руб.  Повышая цены на книги, магазины отпугивают покупателей, которые в свою очередь обращаются к электронным библиотекам. Получается замкнутый круг.

Шелест бумаги, запах типографской краски, приятная тяжесть в руках и предвкушение путешествия по совсем другому миру — ценители особой книжной атмосферы все еще остались. На них-то и рассчитан книжный бизнес. 

Книги уходят в прошлое? 

Как открыть книжный магазин: организационно-производственный план

Есть два варианта — франшиза книжного магазина или самостоятельное открытие. В первом случае предприниматель может упросить процесс запуска, но за это придется оплатить вступительный взнос и затем ежемесячно платить роялти. Открывая магазин под известным брендом, вы получите постоянных покупателей, полезные рекомендации, готовый бизнес-план и работающую бизнес-модель. 

Мы рассмотрим вариант самостоятельного старта магазина, предлагающего книги и канцтовары в средней ценовой категории. Ожидаемый средний чек — 300-400 руб, торговая наценка — 70-80%. В магазине будет представлено около 15 тысяч книг, их доля среди всех товаров составляет 70-75%. 

Организационно -производственный план включает шесть этапов: выбор формата магазина, подбор ассортимента, выбор помещения и оборудования, регистрация бизнеса, поиск поставщиков, найм персонала.

Формат магазина

Книжные магазины можно разделить на три категории:

  • интернет-гиганты;
  • региональные сети;
  • маленькие частные магазины.

На отечественном книжном рынке есть несколько гигантов, которые завоевывают пользователей низкими ценами, регулярными акциями и скидками. Озон, Лабиринт, Читай-Город — конкурировать с ними бессмысленно. 

Региональные сети (ОПТимист, Глобус, Амиталь, Улисс, Планета) могут стать вашими прямыми конкурентами, если вы планируете открываться в тех регионах, где уже есть магазины их сети. Слабое место таких сетевиков — плохая адаптация к потребительскому рынку конкретного города. Хотя у них в штате и есть региональные менеджеры, компании разрабатывают общую универсальную стратегию, которая не всегда применима к локальным торговым точкам.

Но главные конкуренты — частные магазины с аналогичным ассортиментом. Если ваш город достаточно большой, то нужно хорошо изучить район, где планируется открытие торговой точки. Поблизости не должно быть похожих магазинов. 

Выбор специализации

Большинство мелких бизнесменов предпочитают собирать разноплановый ассортимент:

  • Художественная литература. Дополнительно делится еще на две группы: классика и современные бестселлеры. В эту группу входят разные жанры: романы, детективы, фантастика, фэнтези, поэзия, мемуары, приключения.
  • Детские книги: сказки, азбуки, приключенческая литература.
  • Прикладная литература о рыбалке, садоводстве, кулинарии, различных видах хобби (бисероплетение, вышивка, резьба по дереву, шитье, вязание, сборка моделей).
  • Профессиональная литература: финансы, бизнес, экономика.
  • Издания о краеведении, туризме (атласы, путеводители) и эзотерическая, религиозная литература.
  • Подарочные издания.
  • Образовательная литература: справочники, словари, методические издания, пособия, курсы, энциклопедии, учебники.
  • Канцелярские принадлежности: блокноты, альбомы, тетради, карандаши, ручки, краски, фломастеры, папки.

Канцелярские принадлежности

Самые продаваемые товары — образовательная и детская литература, за ними — художественная литература.

Особенной популярностью будут пользоваться курсы для школьников (до 4 класса), которые в разных учреждениях учатся по разным программам. Их родители каждый год покупают комплекты  рабочих тетрадей, которые обычно издаются сразу в нескольких частях.

Учебная литература — настоящая «золотая жила» для предпринимателя.

Если вы не знаете, чем можно зацепить своего покупателя, то делайте акцент именно на таком типе литературы. Посещайте школы в качестве представителя магазина, выходите на родителей, договаривайтесь с ними и составляйте коллективные заказы. Предлагая небольшую скидку, вы можете получить крупную прибыль за один заказ.

Чтобы собрать широкую целевую аудиторию разных возрастов, нужно предложить покупателям универсальный ассортимент. Другой путь — предлагать только один тип литературы. К примеру, небольшая прослойка аудитории покупает только графические романы: комиксы и мангу. Это маленькая ниша, в которой тоже есть сильные конкуренты (Чук и Гик, Апельсин, Comics Street, Fastanime или фирменные магазины издательств Истари, Illusion Studious). 

Но  издательства тоже постепенно переориентируются по мере роста популярности таких книг, поэтому предпринимателю есть чем заполнить книжные полки.

Самым ярким примером здесь можно считать издательскую группу Азбука Аттикус, которая всерьез взялась за адаптацию зарубежных изданий для отечественного читателя, несмотря на упадок книжного рынка.

Ваша основная ЦА — женщины среднего возраста. Пик закупок — перед началом учебного года и перед новогодними праздниками. Весной и летом продажи падают.

График работы магазина — с 9 утра до 20 часов вечера, без выходных.

Выбор помещения и закупка торгового оборудования

Желательно выбрать место в центре города с высокой проходимостью. Можно арендовать помещение в крупном торговом центре, но скорее всего, здесь вас уже будут поджидать розничные магазины конкурентов-сетевиков. 

Площадь магазина — от 70 до 90 кв. метров. Выбирайте улицы с хорошим пешеходным трафиком, обязательно — на первой линии домов, рядом с дорогой.  Хорошо, если рядом есть другие магазины, аптек и учебные заведения, остановки общественного транспорта, поликлиники.  Старайтесь выбрать место с максимальным охватом населения и минимумом конкурентов.

Список необходимого оборудования:

  • стеллажи (25 штук),
  • стойки (3-4 штуки),
  • прилавок,
  • кассовый аппарат,
  • ПО для учета товаров,
  • противопожарная система,
  • охранная сигнализация,
  • вывеска.

На оборудование уйдет 350 000 — 500 000 рублей.

Регистрация бизнеса 

Если вы реализовываете идею только на собственные средства, то следует выбирать ИП. Когда предприниматель привлекает инвесторов или партнеров, лучше выбрать формат ООО. 

Код ОКВЭД для книжного бизнеса –

47.61 — Торговля розничная книгами в специализированных магазинах

47.62 — Торговля розничная газетами и канцелярскими товарами в специализированных магазинах.

При необходимости добавьте другие коды ОКВЭД.

Система налогообложения — упрощенная (УСН Доходы минус расходы, налог 15%).

Дополнительных лицензий не нужно, но важно получить разрешение от Роспотребнадзора и пожарных. Для этого магазин должен соответствовать требованиям ВППБ 46-01-95. «Правила пожарной безопасности для предприятий и организаций Роскомпечати».

Поиск поставщиков

Важно найти надежных партнеров, которые будут продавать партии книг по оптовым ценам. Лучше всего искать прямые контакты с издательствами, тем более что несколько топовых издательств в России выпускают львиную долю книг. При сотрудничестве с посредниками в любом случае придется переплачивать.  

При выборе ассортимента анализируйте предложения ваших конкурентов и рейтинги продаваемых книг и новинок.

книжный Персонал

Руководить  магазином будет сам предприниматель. Текущую работу контролирует администратор. Также понадобится бухгалтер на аутсорсинге.

Кроме того, нужно два продавца-кассира и два продавца-консультанта, работающих посменно.

Маркетинговый план

Об открытии магазина должно узнать как можно больше людей в вашем городе. Запуск рекламы по телевидению и радио обойдется в очень дорого. Лучше рассмотреть более экономный, но не менее действенный вариант и открыть сообщества и паблики в популярных социальных сетях. В них вы сможете презентовать новинки ассортимента и своевременно оповещать покупателей о грядущих скидках и акциях.

Хорошо работает реклама на листовках и флаерах, которые нужно распространять в том районе, где планируется открытие магазина.

Со временем можно подумать об открытии собственного сайта. С интернет-магазином вы сможете охватить целую страну (если решите вопрос с доставкой), что открывает потрясающие перспективы. 

Другие виды рекламы:

  • реклама внутри магазина, включая афиши, плакаты, постеры,
  • наружная реклама (вывеска и реклама на растяжках, щитах, билбордах),
  • акции и распродажи, включая обмен старых книг на новые,
  • система бонусов и скидок.
  • проведение мероприятий, включая творческие встречи.

Финансовый план

На открытие книжного магазина понадобится минимум 2-2,5 млн. руб. В эту сумму входят расходы на регистрацию бизнеса, аренду помещения, ремонт, закупку торгового оборудования (около 500 000 рублей) и товаров (до 1 млн. рублей). 

Основные ежемесячные траты — аренда (от 100 000 рублей) и фонд оплаты труда (120 000 — 150 000 рублей).  Другие расходы — коммунальные платежи, налоги, услуги уборки, закупка пакетов, дозакупка товаров.

Плановый объем продаж — 80 в день, около 2500 в месяц, выручка — 800 — 850 000 рублей. На такой оборот можно выйти за 3-4 месяца работы.

Средняя ежемесячная прибыль книжного магазина составит 100 000-250 000 руб. Этот показатель зависит от многих факторов, среди которых наиболее важным считается время открытия. Если магазин начинает принимать покупателей в июле-августе, вы можете рассчитывать на родителей, которые берут учебники для своих детей.

Срок окупаемости у книжного магазина достаточно большой — около 2 лет. Предпринимателю придется ждать, пока его инвестиции не вернутся. . После двух лет работы можно рассчитывать на стабильную прибыль. 

Риски книжного магазина

При запуске бизнеса нужно учесть все возможные риски. Основные риски книжного магазина: 

  • Низкий уровень спроса,
  • высокая конкуренция,
  • падение покупательской способности,
  • рост арендной платы,
  • застой книг на полках.

Открытие книжного магазина требует внушительных вложений, а срок окупаемости бизнеса довольно велик. Также важно любить книги и разбираться в трендах этого рынка, ориентироваться в новинках, постоянно держать руку на пульсе. Огромное значение имеет расположение торговой точки. Но если все сделать грамотно, через 2 года вы сможете окупить стартовые вложения и получать стабильный доход.

Я девушка-блогер, страстно увлеченная миром бизнеса для женщин. Через свой блог я делюсь знаниями и опытом, стремясь вдохновить и мотивировать других женщин преодолевать стереотипы и строить успешные карьеры в различных сферах деятельности.

Оцените автора
Бизнес-идеи для женщин и девушек
Добавить комментарий

19 − четырнадцать =