книжный магазин

Бизнес-план книжного магазина: 6 этапов открытия

Содержание:
  • Книги уходят в прошлое? 
  • Как открыть книжный магазин: шесть этапов 
  • Реклама книжного магазина 
  • Финансовый план 

Бизнес-план книжного магазина — это первый шаг к созданию проекта своей мечты. Если вы всей душой влюблены в книги и верите, что количество читающих людей в нашей стране будет расти, то почему бы не вложить свою лепту? Магазины, где полки ломились от книг, а продавцы подбирали литературу каждому покупателю, давно ушли в прошлое. Сейчас такой формат уже неактуален.

Чтобы выжить на книжном рынке, придется перейти на самообслуживание, а книжный ассортимент щедро разбавить канцелярскими принадлежностями. Арендовать большие площади, чтобы открыть огромный магазин-мечты, больше напоминающий библиотеку, тоже нецелесообразно и экономически невыгодно. Так каким же должен быть современный книжный магазин? 

Книги уходят в прошлое? 

Есть ли смысл открывать книжный магазин? Еще лет двадцать назад книжный рынок в нашей стране переживал расцвет. Почти у каждого в семье осталось «советское наследие» в виде большой библиотеки, где произведения авторов собирали целыми сериями.

К сожалению, за два десятилетия наша нация из «самой читающей» превратилась в «почти не читающую». Серьезный удар по рынку бумажных книг нанесло появление электронных изданий. Зачем человеку платить достаточно большие деньги (среднестатистическая книга стоит от 300 до 600 руб), если можно зайти в виртуальный магазин и купить файл за 50-100 руб?

Пираты тоже вкладывают свою лепту и регулярно публикуют новинки в открытом доступе. Желаемое издание можно вообще загрузить бесплатно на планшет или телефон. Пираты «портят» издательствам продажи и статистику. Перед тем, как определиться с тиражом, каждая организация проводит анализ потребительского рынка. Так как определенная часть читателей получает издание бесплатно, реальные продажи сильно отстают от предполагаемых. Издательство несет убытки, что сказывается на его дальнейшей работе. 

По данным статистических исследований объемы книжного рынка России ежегодно уменьшаются. Самый плохой результат по выпуску книг был зафиксирован в 2014 году. Если сравнивать статистику за последние годы с массой книг, которые издавались в 2008 году, то книжный рынок стал меньше почти в два раза. Это рекордное падение. Сейчас ситуация с продажами не такая печальная.

Магазины успешно покрывают убытки за счет увеличения стоимости товаров. Если в 2007-2008 годах можно было приобрести издание за 80-100 руб, то к 2019 году стоимость аналогичной книги выросла до 250-350 руб. Конечно это без учета инфляции и прочих экономических факторов. Повышая цены на книги, магазины отпугивают покупателей, которые в свою очередь обращаются к электронным библиотекам. Получается замкнутый круг, в котором книжный бизнес, как Уроборос, постепенно уничтожает себя сам.

Шелест бумаги, запах типографской краски, приятная тяжесть в руках и предвкушение путешествия по совсем другому миру — ценители особой книжной атмосферы все еще остались. На них-то и рассчитан книжный бизнес. 

Книги уходят в прошлое? 

Как открыть книжный магазин: шесть этапов 

Франшиза книжного магазина или самостоятельное открытие? В первом случае у предпринимателя появляется уникальная возможность упростить для себя старт, но за это придется ежемесячно платить впоследствии. Открывая магазин под известным брендом, вы получите постоянных покупателей, полезные рекомендации, готовый бизнес-план и финансовые схемы. 

Мы же рассмотрим вариант самостоятельного старта. Начинать следует с изучения рынка. В нашей стране книжные магазины можно разделить на три категории:

  • интернет-гиганты;
  • региональные сети;
  • маленькие частные магазинчики.

На отечественном книжном рынке есть несколько гигантов, которые завоевывают пользователей низкими ценами, регулярными акциями и скидками. Озон, Лабиринт, Читай-Город — такими крупными компаниями ваш частный магазин в качестве конкурента даже не рассматривается. 

Региональные сети (ОПТимист, Глобус, Амиталь, Улисс, Планета) могут стать вашими прямыми конкурентами, если вы планируете открываться в тех регионах, где уже есть их магазины. Слабое место таких сетевиков — плохая адаптация к потребительскому рынку конкретного города. Хотя у них в штате и есть региональные менеджеры, компании разрабатывают общую универсальную стратегию, которая не всегда применима к локальным торговым точкам.

Самая ожесточенная борьба у вашего бизнеса завяжется с маленькими частными магазинами с аналогичным ассортиментом. Если ваш город достаточно большой, то нужно хорошо изучить район, где планируется открытие торговой точки. Поблизости не должно быть таких магазинов. 

Выбор специализации — второй этап подготовки к открытию. Большинство мелких бизнесменов предпочитают «бить» сразу в несколько болевых точек покупателя и собирать разноплановый ассортимент:

  • Художественная литература. Дополнительно делится еще на две группы: классика и современные бестселлеры. В эту группу входят разные жанры: романы, детективы, фантастика, фэнтези, поэзия, мемуары, приключения.
  • Детские книги: сказки, азбуки, приключенческая литература.
  • Прикладная литература о рыбалке, садоводстве, кулинарии, различных видах хобби (бисероплетение, вышивка, резьба по дереву, шитье, вязание, сборка моделей).
  • Профессиональная литература: финансы, бизнес, экономика.
  • Издания о краеведении, туризме (атласы, путеводители) и эзотерическая, религиозная литература.
  • Подарочные издания.
  • Образовательная литература: справочники, словари, методические издания, пособия, курсы, энциклопедии, учебники.
  • Канцелярские принадлежности: блокноты, альбомы, тетради, карандаши, ручки, краски, фломастеры, папки.

Канцелярские принадлежности

Особенной популярностью будут пользоваться курсы для школьников (до 4 класса), которые в разных учреждениях учатся по разным программам. Их родители каждый год покупают комплекты не только книг, но и специальных рабочих тетрадей. Последние нередко издаются сразу в нескольких частях.

Учебная литература — настоящая «золотая жила» для предпринимателя. Если вы не знаете, чем можно зацепить своего покупателя, то делайте акцент именно на таком типе литературы. Посещайте школы в качестве представителя магазина, выходите на родителей, договаривайтесь с ними и составляйте коллективные заказы. Предлагая небольшую скидку, вы можете за один заказ на класс в 10-15 человек получить около 70 000-130 000 руб.

Универсальный ассортимент позволит собрать достаточно большую целевую аудиторию (от детей до взрослых). Можно ориентировать магазин на один тип литературы. К примеру, небольшая прослойка аудитории покупает только графические романы: комиксы и мангу. Это маленькая ниша, в которой тоже есть сильные конкуренты (Чук и Гик, Апельсин, Comics Street, Fastanime или фирменные магазины издательств Истари, Illusion Studious). 

Однако, издательства тоже постепенно «раскачиваются» по мере роста популярности таких книг, поэтому предпринимателю есть чем заполнить книжные полки.

Самым ярким примером здесь можно считать издательскую группу Азбука Аттикус, которая всерьез взялась за адаптацию зарубежных изданий для отечественного читателя, несмотря на упадок книжного рынка.

Третий этап открытия магазина — выбор помещения и закупка торгового оборудования. Желательно выбрать место в центре города с высокой проходимостью. Можно арендовать помещение в крупном торговом центре, но скорее всего здесь вас уже будут поджидать розничные магазины конкурентов-сетевиков. Справитесь ли вы с таким давлением?

Регистрация бизнеса — четвертый этап открытия книжного магазина. Если вы реализовываете идею только на собственные средства, то следует выбирать ИП. Когда предприниматель привлекает инвесторов или партнеров, лучше выбрать формат ООО. 

Поиск поставщиков — пятый этап открытия бизнеса, без которого магазин не сможет нормально функционировать. Вы должны предварительно найти надежных партнеров, которые будут продавать партии книг по оптовым ценам. Лучше всего искать контакты напрямую с издательствами. При сотрудничестве с посредниками в любом случае придется переплачивать.  

книжный

Реклама книжного магазина 

Это шестой этап открытия. О вас должны знать все в вашем городе. Запуск рекламы по телевидению и радио обойдется в круглую копеечку. Лучше рассмотреть более экономный, но не менее действенный вариант и открыть сообщества и паблики в популярных социальных сетях. В них вы сможете презентовать новинки ассортимента и своевременно оповещать покупателей о грядущих скидках и акциях.

Хорошо окупится реклама на листовках и флаерах, которую нужно размещать в том районе, где планируется открытие магазина.

Еще до того, как вы повесите вывеску «Мы открылись» над входом, каждый житель должен знать, что здесь будет книжный магазин с интересным ассортиментом по «вкусным» ценам.

Со временем можно подумать об открытии собственного сайта. К сожалению, здесь вас будут ждать уже другие конкуренты, которые играют по своим правилам. Но с интернет-магазином вы сможете охватить целую страну, что открывает потрясающие перспективы. 

Финансовый план 

На открытие книжного магазина понадобится минимум 2 200 000-2 500 000 руб. В эту сумму входят расходы на регистрацию бизнеса, аренду помещения, закупку торгового оборудования и товаров. В среднем ежемесячная прибыль книжного магазина может составить 70 000-450 000 руб. Этот показатель зависит от многих факторов, среди которых наиболее важным считается время открытия. Если магазин начинает принимать покупателей в июле-августе, то отбоя от родителей, которые берут учебники для своих детей, у торговой точки не будет. 

Срок окупаемости у книжного магазина достаточно большой — вплоть до 20-21 месяца. Предпринимателю придется ждать почти два года, пока его инвестиции не вернутся. Этот тот самый случай, когда «долго запрягают, да быстро едут». После прохождения отметки в два года, прибыль от бизнеса стабилизируется.

ПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно (1 голосов)
Загрузка...

Один комментарий

  • Юлия

    наверное такой бизнес подойдет только для большого города? да и срок его окупаемости будет не быстрым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − шесть =