как открыть радио

Как открыть радио: организационные моменты

Содержание:
  • Как открыть радиостанцию в своем городе: алгоритм
  • Как открыть свое радио: первые шаги
  • Как создать радиостанцию: разработка частоты и ее согласование
  • Конкурсный и лицензионный сбор
  • Закупка оборудования
  • Сколько получится заработать

Как открыть радио? Вас часто посещала мысль стать «рупором» своего города, региона, страны? Сразу опустим мечтателей с небес к жестокой реальности: открыть собственное радио — это очень затратная затея. В такие сферы пробиться крайне сложно, да и возникает вполне логичный вопрос, зачем? Осваивать эту нишу имеет смысл только в тех случаях, если вы поднялись до верхушки среднего или крупного бизнеса, когда уже действительно пора выходить на новый уровень. Среди солидных компаний не иметь собственную радиостанцию — это моветон. В статье попробуем разобраться, какова обратная сторона этой бизнес идеи и сколько шансов на успех у полных новичков в мире радио.

Как открыть радиостанцию в своем городе: алгоритм

Радиостанция дает отличную возможность донести информацию до целевой аудитории. Открытие радиостанции — этот тот самый случай, когда мечту и ее реализацию разделяет целая пропасть. Чтобы пройти от начальной до конечной точки, предпринимателю придется совершить много шагов на этом пути:

  • зарегистрировать СМИ и подать заявку в МПТР;
  • выбрать вещательную программу и ее социальное позиционирование;
  • разработать частоту вещания, пройти конкурс на нее и получить лицензию;
  • арендовать помещение и отремонтировать его;
  • закупить и установить оборудование;
  • заключить соглашения с радиоцентром или создать собственный радиоцентр с нуля;
  • провести рекламную кампанию для продвижения и популяризации новой станции в массах;
  • нанять сотрудников;
  • разработать экономическую схему бизнес-проекта.

И это только малая толика того, через что предстоит пройти бизнесмену. К сожалению, конкретно в этой нише в теории можно получить ответы только на половину вопросов. Остальные предприниматель получит уже после того, как сунется в это дело, что повышает риски «прогореть» и потерять свои деньги.

Для крупной радиостанции лучше выбирать форму ООО и тщательно разработать устав организации. Первое, над чем следует поработать креативно — это название. Оно должно быть коротким, броским и запоминающимся. Ваше название — это визитная карточка радиостанции. Оно будет ежедневно и по несколько разу повторяться в эфире, поэтому должно вызывать у слушателей положительные эмоции.

Ориентируйтесь на свою целевую аудиторию, что может зацепить и привлечь ее внимание. Можно даже провести небольшой опрос среди потенциальных слушателей, которые сами помогут выбрать название. Это неплохой и очень полезный метод: вы не только обретете долгожданное имя, но и привлечете людей, которым понравится участвовать в его создании, стоять у истоков, так сказать.

провести опрос

Как открыть свое радио: первые шаги

Начинать любой бизнес следует с регистрации. Если вы собираетесь создать крупную радиостанцию, вещание которой затронет сразу несколько территориальных единиц, то есть выйдет за рамки одного города, то необходимо обращаться в центральное управление МПТР в Москве. Если вам достаточно одного города, то аналогичную процедуру можно пройти в одном из местных отделений этой организации, которые располагаются в каждом федеральном округе.

Обязательно нужно детально изучить правила составления заявки и содержание необходимого пакета документов. Если в заявке найдутся ошибки или документы будут предоставлены не в полном комплекте, то вас просто «завернут». Придется начинать все заново, а на этом можно потерять много времени.

Далее предпринимателю нужно выбрать: заключить договор на ретрансляцию с одной из действующих станций или создать собственную программу. И решение лучше принимать в пользу первого варианта. Разработка собственной программы сопряжена с чередой проб и ошибок, а у вас вряд ли есть средства на такие дорогие эксперименты. У ведущих станций программа давно создана, выстроена по определенному алгоритму, сотни раз опробована на практике и скорректирована под аудиторию. Она хорошо продается, а значит, обеспечит резкий старт вашему бизнесу.

Можно провести аналогию с созданием кукол. Если вы новичок в этом деле, то помимо необходимого инструментария вы закупаете еще и молды — штампованные формы. Сначала набиваете руку, тренируетесь и осваиваете азы искусства создания кукол. Шаблоны сделаны профессионалами еще до вас. Только после того, как основные тонкости изучены, можно взять в руки скульптурный пластилин, гипс и начать изготовление собственных молдов, потому что вы уже готовы к этому, вы точно знаете, как сделать это правильно.

Точно также и здесь: сначала нужно завоевать свою аудиторию, сделать себе имя, «набить руку» на ретрансляции, а потом уже можно заказывать создание собственной программы. Что касается стоимости ретрансляции, то у разных радиостанций ценовая политика различается. В графе расходов в бизнес-плане можно проставить ежемесячную оплату примерно 6 000-7 000 руб за каждые 100 000 человек, которые проживают в городе.

Также будьте осторожны с теми станциями, которые предлагают ретрансляцию бесплатно. В таких предложениях обязательно есть подвох. Возможно программа не была проработана до конца, не было проведено ее социальное позиционирование или же она просто отвратительно продается. Выиграть в этом случае у вас вряд ли получится.

ретрансляция

Как создать радиостанцию: разработка частоты и ее согласование

Это техническая сторона вопроса. Стоимость подбора номинала рабочей частоты варьируется в зависимости от совокупности факторов:

  • Произведение коэффициента усиления антенны на мощность передатчика. Для разных диапазонов мощностей установлены свои цены (44 700 руб для 1 КВт-10 КВт, 19 400 руб для 100 Вт-1 КВт).
  • Регион вещания. Если в вашей области электромагнитные помехи, то стоимость может быть увеличена вплоть до 50%. Для приграничных районов подбор частоты тоже обойдется дороже за счет международной координации.

Документы с заявкой на расчет номинала частоты тоже нужно подавать в МПТР. Эта организация передаст их в НИИР, где будут проведены расчеты и выставлен счет с окончательной стоимостью. Согласовывать свою частоту необходимо с радиослужбами специального назначения (в первую очередь это военные).

Стоимость согласования тоже зависит от региона, наличия помех от использования спецсредств и исследований, которые будут проведены для установки совместимости радиосредств до выхода вашей станции в эфир. Минимальная «цена вопроса» составляет 30 000 руб. Максимальная планка «уходит» в небо: стоимость может возрасти как на пару тысяч, так и на 50%. Все зависит от конкретно взятой ситуации.

Конкурсный и лицензионный сбор

Размер конкурсного сбора регламентируется МПТР для каждого отдельного региона. Привести точные цифры не представляется возможным, так как они неустойчивы и регулярно меняются. Для примера, в Москве размер конкурсного сбора измеряется сотнями тысяч условных единиц и достигает 400 000. Для Северной столицы сумма более скромная и составляет «всего лишь» примерно 100 000 долларов.

Для городов, которые не являются столицами субъектов страны, чья численность населения не превышает 200 000 человек, конкурс не проводится. Здесь достаточно внести лицензионный сбор. Обычно он составляет 30 минимальных зарплат, но возрастает до 50%, если зона вещания вашей станции распространяется на соседние регионы или захватывает страны СНГ. Если вы учредили компанию совместно с иностранными физическими лицами, то цена вопроса тоже увеличивается до 100 минимальных зарплат.

радио

Закупка оборудования

Начнем с того, что любой порядочной радиостанции нужно две студии: записывающую и эфирную. Если радиостанций в компании несколько, то достаточно одной записывающей студии для всех. Оборудование (акустика, аппаратура, мебель, монтаж) для современной студии крупной радиостанции обойдется в фантастическую сумму 6 000 000-7 000 000 руб. Это верхняя планка стоимости.

Для студий поскромнее можно приобрести необходимое оборудование и за 500 000 руб. Вместе с акустической обработкой цена вырастет почти до 1 000 000 руб. Для радиостанций в небольших городках можно обойтись всего лишь парой компьютеров, специализированными программами и бытовыми устройствами записи и воспроизведения. Конечно такой бюджетный вариант подходит только в том случае, если ваша станция в городе всего одна и слушателям не из чего выбирать. Проще говоря, бюджетный вариант будет совершенно неконкурентоспособен.

Помимо этого, понадобится антенна, радиопередатчик, мачта и фидер. Радиоприемник должен работать в защищенном помещении с отоплением и под охраной специалистов. По поводу мачты можно договориться с местными связистами. Главное — чтобы она была установлена на возвышенности, тогда и сигнал будет отличный.

Стоимость передатчика варьируется в зависимости от производителя в пределах 350 000-600 000 руб. Антенная система обойдется примерно в 130 000-200 000 руб. Сертификацию должно пройти не только оборудование, которые вы будете использовать на своей радиостанции, но и весь аппаратно-студийный комплекс в целом. Для этого нужно обратиться в сертификационный центр и действовать согласно их инструкциям.

Не стоит забывать и о рекламной кампании. Рассчитывать на слушателей, которые случайно поймают волну и останутся с вами навсегда, слишком наивно. Хорошая рекламная кампания — это залог триумфального выхода на рынок. Если о вас будут знать абсолютно все, то и рекламодатели подтянутся, а они — основной источник дохода, которые обеспечивают долгую «жизнь» станции. Специалисты не рекомендуют жадничать и экономить на рекламе. Средства, потраченные на раскрутку и продвижение радиостанции со временем вернутся сторицей.

Сколько получится заработать

Теперь попробуем рассчитать примерный ежемесячный доход радиостанции, которая вещает для аудитории разного охвата. Цифры действительны для тех радиостанций, которые по качеству вещания не уступают топовым. За основу подсчетов взята средняя стоимость рекламы на радио — 4,3 руб/сек с учетом заполнения 100% рекламного эфирного времени, что приравнивается к 900 минут в месяц. Для подсчета сроков окупаемости взят базовый бюджет в 100 000 руб и ежемесячные расходы в размере 80 000 руб.

Аудитория (чел/сутки)Стоимость 1 секунды рекламы на радиоЕжемесячный доходСрок окупаемости
10001,16 руб62 640 рубПериод вложений
15001,74 руб93 960 руб7,07 мес
20002,32 руб125 280 руб2,2 мес
30003,48 руб187 920 руб0,9 мес

К табличке сразу нужно сделать пояснения. Стоимость 1 секунды рекламы на радио с учетом размеров аудитории рассчитывается по формуле: аудитория×средняя стоимость 1 секунды рекламного времени/среднюю долю аудитории. 1 рекламный выход в час по 3 минуты в течении 10 часов эфирного времени=30 минут/сутки или 900 минут/месяц.

Ежемесячный доход рассчитывается по формуле: 900 минут/месяц×стоимость 1 секунды рекламы (которая была посчитана в предыдущем столбце)×60 секунд. Срок окупаемости рассчитывается по формуле: сумма вложений/чистую ежемесячную прибыль. Последнюю цифру можно получить путем вычитания из общего ежемесячного дохода ежемесячных расходов.

При стоимости рекламы 1,88 руб/сек и аудитории не менее 1 500 человек, срок окупаемости всей бизнес-кампании составит ровно 12 месяцев. Для меньшей аудитории такая цена рекламы не будет целесообразной и эффективной. Ее придется снизить, а значит и увеличится срок окупаемости. Если аудитория меньше 1 500, то рентабельность проекта будет зависеть от эффективности продаж и степени заполнения месячного рекламного блока (тех самых 900 минут).

Напрашивается логичный вывод: чем больше слушателей вы привлечете, тем выше будет стоимость рекламного времени и больше рекламодателей заинтересуются именно вашей радиостанцией, что положительно повлияет на сроки окупаемости, сократив их.

Сколько стоит открыть радиостанцию? Мы рассказали о ключевых этапах ее открытия, основных затратах и приблизительных доходах, которые ждут предпринимателя. В список этих приблизительных расходов не включены ежемесячные траты, запас на форс-мажорный «черный день», то есть непредвиденные расходы и стоимость рекламной кампании, которая, кстати, в идеале должна почти приравниваться к расходам на открытие.

Если вы планируете вещать в городе с населением в 400 000- 500 000 человек, только само открытие обойдется вам минимум в 3 500 000- 4 500 000 руб. К этой сумме обязательно нужно добавить расходы на рекламу, иначе риск «прогореть» и остаться без слушателей возрастает до неприятно высоких процентов.

ПлохоНормальноХорошоОтличноВеликолепно
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два + 7 =