Как открыть радио

как открыть радио Бизнес-планы

Если вы хотите стать «рупором» своего города, региона, страны и запустить свое СМИ, один из вариантов — открыть собственную радиостанцию. Но нужно быть готовым к тому, что это очень затратная затея. Чаще всего для открытия радиостанции привлекают инвестора. В статье разберем пошаговый план запуска радио, чтобы понять, каковы шансы на успех у новичков.

Как открыть радиостанцию в своем городе: пошаговый алгоритм

Радиостанция дает отличную возможность донести информацию до целевой аудитории. Вот что для этого нужно сделать:

  • зарегистрировать юридическое лицо;
  • подать заявку в Главный радиочастотный центр;
  • разработать частоту вещания,
  • пройти конкурс;
  • подать заявку в Роскомнадзор;
  • зарегистрировать радио как СМИ;
  • получить все необходимые лицензии и свидетельства.

А также:

  • арендовать помещение и отремонтировать его;
  • разработать вещательную программу;
  • закупить и установить оборудование;
  • заключить соглашения с радиоцентром или создать собственный радиоцентр с нуля;
  • провести рекламную кампанию для продвижения и популяризации новой станции в массах;
  • нанять сотрудников;
  • продумать программу вещания.

провести опрос

Как открыть свое радио: регистрация, лицензия, разрешения

Процесс регистрации состоит из нескольких этапов.

Регистрация юридического лица

Начинать любой бизнес следует с регистрации. В первую очередь, нужно зарегистрировать юридическое лицо. Обычно радио оформляют в видео ООО с несколькими учредителями. 

Документы для открытия радио

Нужно определить координаты размещения передатчика (ширина, долгота),радиус вещания и мощность радиоприбора. Эти данные нужно передать в  Главный Радиочастотный Центр.

После этого можно собирать документы для открытия радио. Проще всего делать это через дочерние компании Главного Радиочастотного Центра. В противном случае придется согласовывать документы с  НИИ Министерства обороны и войсковыми частями.

Как создать радиостанцию: разработка частоты

Это техническая сторона вопроса. Если в пределах диапазона (87,5 – 108,0 МГц) остались свободная частоты, вы можете занять их, получив заключение ГРЧЦ.  Но если на нее есть другие претенденты, объявляется конкурс. Если свободной частоты нет, нужно самостоятельно ее разработать.

Стоимость подбора номинала рабочей частоты варьируется в зависимости от совокупности факторов:

  • Произведение коэффициента усиления антенны на мощность передатчика. Для разных диапазонов мощностей установлены свои цены (44 700 руб для 1 КВт-10 КВт, 19 400 руб для 100 Вт-1 КВт).
  • Регион вещания. Если в вашей области электромагнитные помехи, то стоимость может быть увеличена вплоть до 50%. Для приграничных районов подбор частоты тоже обойдется дороже за счет международной координации.

В НИИР проведут расчеты и выставят счет с окончательной стоимостью. Согласовывать свою частоту необходимо с радиослужбами специального назначения (в первую очередь это военные), если вы не пользуетесь услугами дочерних компаний ГРЦ.

Стоимость согласования тоже зависит от региона, наличия помех от использования спецсредств и исследований, которые будут проведены для установки совместимости радиосредств до выхода вашей станции в эфир. Минимальная цена вопроса — 30 000 руб. 

радиоКонкурс. Конкурсный и лицензионный сбор

Размер конкурсного сбора регламентируется для каждого отдельного региона. Привести точные цифры не получится, так как они  регулярно меняются. Для примера, в Москве размер конкурсного сбора измеряется сотнями тысяч долларов. Для Северной столицы сумма более скромная и составляет «всего лишь» около 100 000 долларов.

Для городов, которые не являются столицами субъектов страны, а численность населения не превышает 200 000 человек, конкурс не проводится. Здесь достаточно внести лицензионный сбор. Обычно он составляет 30 минимальных зарплат, но возрастает до 50 МРОТ, если зона вещания вашей станции распространяется на соседние регионы или захватывает страны СНГ. Если вы учредили компанию совместно с иностранными физическими лицами, то цена вопроса тоже увеличивается до 100 МРОТ.

Если вы собираетесь создать крупную радиостанцию, вещание которой затронет сразу несколько территориальных единиц, то есть выйдет за рамки одного города, то необходимо обращаться в центральное управление Роскомнадзора в Москве. Если вам достаточно одного города, то аналогичную процедуру можно пройти в одном из местных отделений, которые есть в каждом федеральном округе.

Обязательно нужно детально изучить правила составления заявки и содержание пакета документов. 

Регистрация радио как СМИ

Следующий шаг — оформление свидетельства о регистрации радиоканала в территориальном или центральном отделении Роскомнадзора — все зависит от радиуса вещания. В течение месяца радиостанцию проверят на уникальность названия. Свидетельство действительно в течение года — за это время вы должны начать вещание.

Последние лицензии и документы

Чтобы получить лицензию на осуществление радиовещания, нужно подготовить программную концепцию вещания и подать в орган Роскомнадзора с сопроводительным письмом. Туда же подается другая заявка на получение операторской лицензии.

Также Роскомнадзор выдаст вам разрешение на использование т радиочастоты, указанной в заключении Главного Радиочастотного Центра, сроком на 10 лет. Наконец, последний документ, который вы получите в Роскомнадзоре — свидетельство о регистрации передатчика вашего радио.

На этом  регистрация вашего радио закончена.

Создание программы радиовещания

Далее предпринимателю нужно выбрать: заключить договор на ретрансляцию с одной из действующих станций или создать собственную программу. Но если вы — новичок, учтите, что разработка собственной программы сопряжена с чередой проб и ошибок, а у вас вряд ли есть деньги на такие дорогие эксперименты. У ведущих станций программа давно создана, выстроена по определенному алгоритму, сотни раз опробована на практике и скорректирована под аудиторию. Она хорошо продается, а значит, обеспечит успешный старт вашему бизнесу.

Сначала нужно завоевать свою аудиторию, сделать себе имя, «набить руку» на ретрансляции, а потом уже можно заказывать создание собственной программы. Что касается стоимости ретрансляции, то у разных радиостанций ценовая политика различается. Оплата составит в среднем 6 000-7 000 руб за каждые 100 000 человек, которые проживают в городе.

Как придумать название для радио

Первое, над чем следует хорошо подумать— это название. Оно должно быть коротким, броским и запоминающимся. Ваше название — это визитная карточка радиостанции. Оно будет ежедневно много раз повторяться в эфире, поэтому должно вызывать у слушателей положительные эмоции.

Ориентируйтесь на свою целевую аудиторию и выбирайте название, которое может зацепить и привлечь ее внимание. Можно даже провести небольшой опрос среди потенциальных слушателей, которые сами помогут выбрать имя радиостанции. Это очень полезный метод: вы не только получите имя, но и привлечете лояльных слушателей, которым понравится участвовать в его создании, стоять у истоков.

ретрансляция

Закупка оборудования

Любой радиостанции нужно две студии: записывающую и эфирную. Если радиостанций в компании несколько, то достаточно одной записывающей студии для всех. Оборудование (акустика, аппаратура, мебель, монтаж) для современной студии крупной радиостанции обойдется в сумму до 6 000 000-7 000 000 руб. 

Для студий поскромнее можно приобрести необходимое оборудование и за 500 000 руб. Вместе с акустической обработкой цена вырастет почти до 1 000 000 руб. Для радиостанций в небольших городках можно обойтись парой компьютеров, специализированными программами и бытовыми устройствами записи и воспроизведения. Конечно такой бюджетный вариант подходит только в том случае, если ваша станция в городе всего одна, и слушателям не из чего выбирать. 

Помимо этого, понадобится антенна, радиопередатчик, мачта и фидер. Радиоприемник должен работать в защищенном помещении с отоплением и под охраной специалистов. По поводу мачты можно договориться с местными связистами. Главное — чтобы она была установлена на возвышенности, тогда и сигнал будет отличный.

Стоимость передатчика варьируется в зависимости от производителя в пределах 350 000-600 000 руб. Антенная система обойдется примерно в 130 000-200 000 руб. Сертификацию должно пройти не только оборудование, которые вы будете использовать на своей радиостанции, но и весь аппаратно-студийный комплекс в целом. Для этого нужно обратиться в сертификационный центр и действовать согласно их инструкциям.

Реклама радиостанции

Не стоит забывать и о рекламной кампании. Нельзя рассчитывать на слушателей, которые случайно поймают волну и останутся с вами навсегда. Хорошая рекламная кампания — это залог успешного выхода на рынок. Если о вас будут знать абсолютно все, вскоре появятся рекламодатели, а они — основной источник дохода, которые обеспечивают долгую жизнь радиостанции. 

Вы можете использовать рекламу на других радиостанциях и на ТВ, контекстную рекламу в интернете (понадобится создать сайт радиостанции), наружную рекламу, рекламу на транспорте и у блогеров.

Сколько стоит открыть радио

Основной список расходов мы уже перечислили выше. Самые затратные статьи — покупка оборудования и оплата конкурсного сбора для крупных городов.

Если вы планируете вещать в городе с населением в 400 000- 500 000 человек,  открытие обойдется вам минимум в 3 500 000- 4 500 000 руб. К этой сумме обязательно нужно добавить расходы на рекламу, иначе велик риск  остаться без слушателей. 

Создание крупной радиостанции в Москве или Санкт-Петербурге может обойтись в десятки миллионов рублей.

Сколько можно заработать

Теперь попробуем рассчитать примерный ежемесячный доход радиостанции, которая вещает для аудитории разного охвата. Цифры действительны для тех радиостанций, которые по качеству вещания не уступают топовым. За основу расчетов берем среднюю стоимость рекламы на радио — 4,3 руб/сек с учетом заполнения 100% рекламного эфирного времени (900 минут в месяц). Для подсчета сроков окупаемости взят базовый бюджет в 100 000 руб и ежемесячные расходы в размере 80 000 руб.

Аудитория (чел/сутки) Стоимость 1 секунды рекламы на радио Ежемесячный доход Срок окупаемости
1000 1,16 руб 62 640 руб Период вложений
1500 1,74 руб 93 960 руб 7,07 мес
2000 2,32 руб 125 280 руб 2,2 мес
3000 3,48 руб 187 920 руб 0,9 мес

Стоимость 1 секунды рекламы на радио с учетом размеров аудитории рассчитывается по формуле: аудитория×средняя стоимость 1 секунды рекламного времени/среднюю долю аудитории. 1 рекламный выход в час по 3 минуты в течении 10 часов эфирного времени=30 минут/сутки или 900 минут/месяц.

Ежемесячный доход рассчитывается по формуле: 900 минут/месяц×стоимость 1 секунды рекламы (которая была посчитана в предыдущем столбце)×60 секунд.

Срок окупаемости рассчитывается по формуле: сумма вложений/чистую ежемесячную прибыль. Последнюю цифру можно получить путем вычитания из общего ежемесячного дохода ежемесячных расходов.

При стоимости рекламы 1,88 руб/сек и аудитории не менее 1 500 человек, срок окупаемости составит ровно 12 месяцев. Для меньшей аудитории рекламодатели на заплатят такую цену за рекламу. Ее придется снизить, а значит и увеличится срок окупаемости. Если аудитория меньше 1 500, то рентабельность проекта будет зависеть от эффективности продаж и степени заполнения месячного рекламного блока (тех самых 900 минут).

Чем больше слушателей вы привлечете, тем выше будет стоимость рекламного времени и больше рекламодателей заинтересуются именно вашей радиостанцией, что положительно повлияет на сроки окупаемости, сократив их.

Мы рассказали о ключевых этапах открытия радиостанции, основных затратах и приблизительных доходах. В список этих приблизительных расходов не включены ежемесячные траты, запас на непредвиденные расходы и стоимость рекламной кампании, которая в идеале должна быть приблизительно равна расходам на открытие.

Я девушка-блогер, страстно увлеченная миром бизнеса для женщин. Через свой блог я делюсь знаниями и опытом, стремясь вдохновить и мотивировать других женщин преодолевать стереотипы и строить успешные карьеры в различных сферах деятельности.

Оцените автора
Бизнес-идеи для женщин и девушек
Добавить комментарий

пятнадцать + три =