Швейное производство — это одна из сфер бизнеса, которая всегда востребована. Во все времена люди стараются одеваться красиво. Даже финансовые кризисы и рост цен на ткани не сбивают энтузиазма у покупателей. Как организовать швейное производство, во сколько обойдется реализация этой идеи и какие сложности ждут предпринимателя в этой нише — читайте в статье.
- Резюме проекта. Анализ рынка
- Как открыть швейное производство с нуля. Формат бизнеса
- Как запустить свой бренд одежды
- Регистрация бизнеса
- Помещение для швейного цеха
- Какое оборудование необходимо для швейного цеха
- Персонал
- Ассортимент и каналы сбыта
- Реклама
- Сколько денег нужно вложить и сколько можно заработать
Резюме проекта. Анализ рынка
В девяностых годах прошлого века отечественные рынки одежды наводнили дешевые товары из Китая. Челноки везли их через всю страну в огромных клетчатых сумках-баулах, которые впоследствии стали символом перестройки. Китайские вещи не ушли в прошлое и сохранили свое место на прилавках. Цена такой продукции радует, но качество оставляет желать лучшего.
В сравнении между хорошей вещью и комплектом дешевых вещей с учетом среднего срока носки выигрывает первая, и все больше людей это понимает. А еще уходят в прошлое вещевые рынки. Торговые центры с десятками фирменных бутиков внутри отвоевывают все больший сегмент, постепенно вытесняя старые добрые рынки. Цены в них немногим выше, скидок и акций больше, в примерочных кабинках не гуляет сквозняк.
Повысилось ли качество продукции за этот период? Ненамного, но прогресс все же есть. Покупатели по-прежнему делятся на три категории:
- Те, кто стоимость ставит выше качества.
- Те, кто качество ставит выше стоимости.
- Те, у кого на вершине приоритетов оказывается имя бренда. Ни цена, ни качество значения не имеют.
Чаще всего целевая аудитория швейных цехов — из второй категории. Потребители постепенно теряют интерес к импортным товарам и переносят свое внимание на отечественные, особенно если они сделаны качественно и по индивидуальным заказам. Кроме того, на рынке швейной продукции в РФ пока нет монополистов, которые могут диктовать свою ценовую политику.
Бизнес по пошиву одежды имеет две стороны. Одна сторона яркая, красочная, подсвеченная холодным светом неоновых лампочек за прозрачными витринами магазинов. Другая сторона теневая — это цехи с однотипными рабочими местами, где в поте лица трудятся швеи. Это и есть то самое швейное производство, где можно создавать как обычные низкопробные вещи, так и уникальную дизайнерскую одежду высшего качества. Но по ценам небольшому или среднему производству очень трудно соревноваться с Китаем. Поэтому при запуске такого бизнеса чаще делают упор на качество вещей.
Как открыть швейное производство с нуля. Формат бизнеса
В первую очередь необходимо определиться с форматом бизнеса. Есть два варианта:
- Открытие производства предполагает аренду помещения, закупку оборудования, наем персонала и работу с заказами отдельных дизайнеров, крупных компаний и даже других швейных цехов, которые не справляются со своими заказами.
- Сначала создается пробная партия продукции, дизайн которой разрабатывается самостоятельно. Затем начинается поиск каналов сбыта и анализ спроса на те или иные линейки моделей.
В первом случае предприниматель идет по пути наименьшего сопротивления. У него есть заказы, он их выполняет, сдает партии готовой продукции заказчикам и получает за это деньги. В этом формате не получится создать и запустить собственный бренд, но никто не помешает сделать это после того, как бизнес встанет на ноги, и возникнет необходимость расширения. Этот сценарий требует больших капиталовложений, но и отдача в нем больше.
Как запустить свой бренд одежды
Сценарий с собственным брендом для пошива пробной партии использует производства, работающие на заказах. Денег на старте много не потребуется, но изучение рынка займет немало времени.
Изготовление собственных лекал, разработка дизайна моделей — это долгий процесс, которому предшествует «научная» работа по оценке перспектив в разных сегментах рынка одежды в конкретном регионе.
Нужно сразу ответить на вопрос, что именно вы собираетесь шить и для кого. Вещи только для женщин, детскую одежду, может быть вы будете одевать будущих мам или создавать уникальные комплекты постельного белья? Ищите нишу, в которой спрос превышает предложение, и пытайтесь занять ее раньше конкурентов.
Но помните, что рынок — это живая система, которая постоянно меняется. Особенно это заметно именно на рынке одежды, где свои правила диктует, пожалуй, самая капризная дама в истории — мода. От того, насколько достоверны результаты проведенного анализа, во многом зависит рентабельность бизнеса по производству одежды.
Регистрация бизнеса
Частные предприниматели обычно выбирают одну из двух форм ведения бизнеса: ИП или ООО. Первый вариант актуален, если бизнесмен всего один, а масштабы бизнеса скромные. Вы будете сами себе хозяином, что вполне удобно для небольшой фабрики.
ООО, как правило, выбирают группы предпринимателей-партнеров.
Начинается регистрация с посещения налоговой службы. Прийти в отделение нужно с пакетом заранее подготовленных документов и заявлением. Решение о регистрации ИП обычно принимают в семидневный срок. Нужно оплатить гос.пошлину 800 руб.
Основной код ОКВЭД 14.1 — Производство одежды, кроме одежды из меха. Могут потребоваться другие коды.
Если вы получили отказ, то представители налоговой должны его обосновать. В 80% случаев причина для отказа — проблемы с пакетом документов.
Следующий этап — получение печати, которой вы в дальнейшем будете заверять всю свою документацию. Затем нужно открыть банковский счет и получить разрешение от Роспотребнадзора, СЭС и Госпожнадзора.
Помещение для швейного цеха
После того, как предприниматель уладит все формальности, пора приступать к поиску помещения. Для небольшой частной фабрики достаточно помещения площадью 60-70 кв.м. Сразу покупать помещение не имеет смысла.
Лучше обратить внимание на сдающиеся цехи в промышленной зоне на окраине города. Здесь цена на квадратный метр намного ниже, чем в спальных районах. Можно получить хорошее помещение, соответствующее техническим требованиям, по бросовой цене, которая не сильно ударит по бюджету.
Имейте в виду, что оборудование для швейной фабрики работает от 380 В, а не 220 В, к которым все привыкли. Еще перед заключением договора аренды, необходимо проверить соответствие цеха требованиям двух служб (Пожарная инспекция, СЭС).
Какое оборудование необходимо для швейного цеха
Для швейного цеха потребуется закупить:
- раскройные машинки и раскройное оборудование;
- оверлоки;
- швейные машинки;
- пуговичные автоматы;
- гладильное оборудование;
- закроечные ножи;
- мелкие инструменты.
Пункты могут незначительно меняться в зависимости от специфики производства, но список можно назвать универсальным. Количество единиц техники зависит от штата сотрудников.
Персонал
Следующий этап — подбор персонала. Если вы хотите производить продукцию высокого качества, к сотрудникам необходимо предъявлять высокие требования. Времени на обучение неопытных швей на старте у вас не будет, поэтому ищите квалифицированных специалистов.
Если в вашем регионе (городе) настоящих мастеров швейного дела мало, и половина из них уже занята на других производствах, придется подключать систему обучения. Для нее вам потребуется один-два опытных сотрудника, которые в начале будут выполнять львиную долю работы и параллельно обучать новичков с хорошим потенциалом.
Ассортимент и каналы сбыта
При выборе ассортимента предприниматель должен ориентироваться на статистические данные местного рынка. К примеру, если вы открываете фабрику в глубинке и не ориентируетесь на рынок крупного города по соседству, то и вещи вам нужно создавать по принципу «простенько, но со вкусом». Дорогая, эксклюзивная одежда в небольших городках не будет пользоваться спросом, зарплаты не позволят покупателям тратиться на подобную роскошь. Еще один важный нюанс — ассортимент прямых конкурентов.
Шить можно что угодно: постельное белье, спецодежду, вечерние платья, изделия из кожи или меха, детские вещи, классические костюмы. Главное — чтобы ваша продукция была востребована.
Конкурентный рынок нужно изучить детально. Определите, какая категория их продукции пользуется большим спросом, какие цены они устанавливают на товар, из каких тканей шьют вещи и насколько хорошо они это делают. Если в вашем регионе рынок захватили сильные конкуренты, то вступать в открытую конфронтацию с ними не стоит. Не перебегайте им дорогу, а ищите свободные сегменты, куда конкуренты еще не добрались. Информация о других производителях позволит предпринимателю сформировать адекватное предложение, которое найдет свой спрос.
Поиск рынка сбыта — это первоочередный вопрос для бизнесмена. Если вы организуете производство, выпустите первую партию продукции, но не сможете найти покупателей, то, увы, с большой вероятностью вас банкротство. Поэтому каналы сбыта нужно искать заранее.
Некоторые предприниматели, которые добились успеха в швейном бизнесе, вообще советуют начинать свое производство с одной машинки, установленной в домашней мастерской. Сначала нужно собрать базу постоянных клиентов, в потом расширять производство.
Основные каналы сбыта:
- магазины розничной торговли, специализирующихся на определенном виде текстиля. Обычно это не сетевые, а розничные точки;
- постоянные клиенты, с которыми уже налажены связи. Это могут быть физические и юрлица;
- ателье, которые могут выступать пунктами приема заказов за определенный процент;
- сайт компании.
Реклама
Важно подробно прописать маркетинговый план. Экономить на этом не стоит, потому что вложения в грамотную рекламу быстро отбиваются. Лучшая реклама — это сарафанное радио, но для этого нужно, чтобы о вас узнали.
Перед стартом рекламной компании важно прописать ваши преимущества и доп.услуги — например, выезд на примерку на дом, доставка заказов, возможность заказа и доставки тканей по каталогу, индивидуальный подход к запросам клиентов по качеству и ассортименту продукции.
Способы продвижения:
- реклама в интернете (контекстная реклама на сайт, таргетированная — через соцсети),
- реклама в местных СМИ,
- визитки, буклеты в местах скопления ваших клиентов,
наружная реклама, - рассылка коммерческих предложений для компаний, которые могут стать вашими клиентами,
- программы лояльности и привлечения клиентов — система скидок, бесплатные консультации
Сколько денег нужно вложить и сколько можно заработать
Львиная доля стартового капитала приходится на закупку оборудования и расходных материалов. Здесь экономить нельзя, потому что от них зависит качество производимой продукции. По примерным подсчетам оборудование для средней фабрики с персоналом не более 6-8 человек обойдется в сумму 230 000-250 000 руб.
На закупку расходников придется потратить более скромную сумму в 50 00-60 000 руб.
Нельзя забывать об арендной плате, зарплате штата сотрудников, рекламе и небольшом неприкосновенном запасе средств. Если арендованное помещение досталось предпринимателю без ремонта, то в смету придется добавить расходы на ремонт. Начинать лучше с маленькой фабрики, чтобы снизить риски потери своих вложений.
В среднем для открытия небольшого швейного цеха понадобится стартовый капитал в размере 500 000-600 000 руб.
Сроки окупаемости цеха по пошиву одежды варьируются в пределах года (8-12 месяцев). Возьмем за основу средний чек за работу в размере 350 руб. Предположим, что за один рабочий день ателье получает 9 подобных заказов. В год в среднем общая выручка составит около 1 100 000 руб. Из этой суммы нужно вычесть ежегодные расходы (зарплаты сотрудникам и отчисления, аренда, закупка материалов) и останется примерно 850 000 руб. С учетом размера стартового капитала, он отобьется уже в первый год ведения бизнеса, а чистая прибыль за этот год составит 250 000-300 000 руб.
Все цифры приблизительные и даны для ознакомления. Вам нужно написать бизнес-план с точными расчетами для вашего цеха.
В первую очередь нужно изучить особенности отрасли, которую вы планируете осваивать. Не забывайте, что подготовительный этап имеет огромное значение. Анализ рынка — ваша первоочередная задача. Только понимая предпочтения потенциальных клиентов и особенности рынка сбыта, можно создать прибыльный бизнес.