Агентство по подбору персонала – специфический, но очень перспективный бизнес, не требующий большого стартового капитала. Организовать такое дело не трудно, сложнее превратить его в успешное предприятие с внушительной клиентской базой и стабильным доходом. В этой статье расскажем, как открыть кадровое агентство с нуля.
- Особенности бизнеса
- Методики работы с клиентами и система оценки персонала
- Какие специалисты востребованы на рынке труда
- Пошаговый план открытия
- Выбор ниши и целевая аудитория
- Поиск помещения
- Оборудование
- Регистрация бизнеса
- Поиск клиентов и продвижение агентства по подбору персонала
- Расходы
- Доход и сроки окупаемости
- Советы владельцу кадрового агентства
Особенности бизнеса
Для кадрового агентства важны не столько стартовые вложения, сколько деловые качества организатора, его хватка и опыт в сфере подбора кадров — HR. Чтобы выйти на стабильный доход, нужно знать некоторые нюансы.
Крупные предприятия высоко ценят квалифицированных специалистов. За рубежом на них ведется настоящая охота. Перспективные молодые люди попадают в поле зрения корпораций уже на стадии обучения в колледже, где их отслеживают кадровые агентства.
Внимание! На российском рынке труда сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны — высокий показатель безработицы, с другой – большой спрос на квалифицированные кадры. Это характерно для крупных городов. Открытие кадрового агентства имеет смысл только в таких городах.
Основные принципы работы кадрового центра:
- Искать крупных клиентов, заказчиков.
- В то же время привлекать и добавлять в базу талантливых или как минимум способных специалистов.
Чтобы такой бизнес был успешным, его нужно открыть в городе с развитым рынком труда, что определяется наличием промышленных предприятий, работами по разработке недр, реализацией крупных строительных проектов. Учтите, что бизнес имеет сезонность — в декабре и в начале лета работы будет немного. Также важно юридически грамотно составить шаблон договора, чтобы избежать рисков неуплаты.
Методики работы с клиентами и система оценки персонала
Обычно специалисты нужны срочно. Задача кадрового агентства — выяснить у клиента характеристики должности и точный профиль кандидата. Для этого нужно выработать свой скрипт опроса.
Также нужно выработать свою методику подбора соискателей, основанную на профессиональных и личностных качествах кандидатов, с учетом рекомендаций прошлых работодателей и тестирования. Важно оставаться в курсе всех изменений на рынке труда, знать уровень зарплат.
Какие специалисты востребованы на рынке труда
Количество вакансий растет каждый год в среднем на 5-15%. Наиболее всего востребованы специалисты в IT, строительной отрасли, недвижимости, торговле, маркетинге, финансов, сельского хозяйства. Очень ценятся высококвалифицированные рабочие.
Пошаговый план открытия
Разберем пошаговый план открытия кадрового агентства.
Выбор ниши и целевая аудитория
Крупные компании обычно имеют собственный HR-отдел, но и они могут прибегать к услугам сторонней кадровой службы. А мелким фирмам может быть невыгодно держать собственную кадровую службу, и подбор кадров они полностью отдают на аутсорс.
При запуске бизнеса стоит сразу определиться со спецификой и направлением деятельности:
- Агентство по трудоустройству. Такие агентства предоставляют соискателям контакты предприятий, фирм, где требуются работники. За это соискатели платят определенную сумму денег — от нескольких сотен рублей до месячного оклада, который предлагает работодатель. Сейчас такой формат работы уходит в прошлое, ведь в интернете полно вакансий, которые можно найти бесплатно. Чтобы работать как агентство по трудоустройству, нужно иметь доступ к широкой базе данных вакансий, которых нет в открытом доступе.
- Рекрутинговое кадровое агентство. Здесь работа основывается на заказе работодателей и ведется поиск кадров, соответствующих их требованиям. И гонорар агентству платит не сотрудник, а работодатель. Этот гонорар может достигать 3 месячных окладов работника: правда, есть дополнительные условия (например, сотрудник должен пройти испытательный срок и отработать не меньше определенного срока). Так работает большинство крупных кадровых агентств — например, Kelly Services.
- «Охота за головами» – высшая квалификация в сфере подбора кадров. Работа ведется исключительно с профессионалами. Проблема заключается в том, что их нужно не просто найти, а переманить, так как специалисты высокого класса обычно уже трудоустроены и получают неплохие деньги. Но за выполнение такой сложной задачи кадровое агентство получает внушительное вознаграждение.
- Узкая специализация, например, работа исключительно по найму домашнего персонала — нянь, домработниц, охранников.
Открыть кадровое агентство с нуля сложно с точки зрения опыта работы с кадрами. Значительно легче будет специалисту, который имеет опыт.
Высокий уровень квалификации позволит открыть новые направления деятельности, оказывая дополнительные услуги:
- исследования рынка труда;
- проведение тренингов для повышения квалификации штатных кадровиков компаний;
- консалтинговые услуги, разрабатывать кадровую политику.
Кадровое агенство можно открыть офлайн или онлайн. Онлайн формат позволяет искать соискателей по всему миру, но есть один нюанс. Большинство заказчиков настаивают на встрече с кандидатом, хотя первое интервью можно пройти по скайпу. Поэтому многие совмещают работу офлайн и онлайн.
Поиск помещения
Организовать кадровое агентств можно без офиса. Для этого понадобится компьютер, телефон и возможность работать в режиме 24/7. Это вариант, когда открытие агентства не будет стоить практически ничего.
Если проект предусматривает наличие помещения – офиса, то тут необходимо знать следующее:
- Площадь — не менее 30м2.
- Помещение желательно арендовать в центре города. Средневзвешенная стоимость аренды 800–1200 рублей за 1м2. Если открыть офис на окраинах, цена 1м2 снижается до 500–700 рублей, но крупные клиенты вряд ли придут в такое агентство.
Оборудование
Офис должен быть обеспечен качественной связью с интернетом.
Важно! Кадровое агентство не обойдется без качественных автоматизированных систем. Их стоимость в среднем варьируется от 30 000 до 70 000 рублей.
Комплект офисной техники: компьютер, принтер со сканером, телефонный аппарат обойдется в 30 000–50 000 рублей.
Регистрация бизнеса
Чтобы открыть агентство по кадрам, не нужны специальные разрешения, лицензии. Достаточно зарегистрировать ИП на упрощенной системе налогообложения с отчислением 6% от выручки. Базовые коды ОКВЭД:
код ОКВЭД 74.50.1- предоставление услуг по трудоустройству;
код ОКВЭД 74.51.2 – предоставление услуг по подбору персонала.
Поиск клиентов и продвижение агентства по подбору персонала
Ключевой этап — поиск клиентов. Вы можете:
- давать рекламу в интернете и на специализированных ресурсах по подбору кадров. Это может быть баннерная реклама, тартегированная реклама в соцсетях или контекстная реклама, ведущая на ваш сайт,
- рассылать коммерческие предложения крупным компаниям в своем городе,
- связываться с соискателями, опубликовавшими свое резюме, и предлагать им пройти работать с вашим агентством,
- давать рекламу на радио, ТВ, на билбордах (это дорого и не всегда эффективно).
Если у вас уже есть опыт в подборе кадров, найти каналы привлечения клиентов будет гораздо проще, чем новичку — опытному специалисту может быть достаточно подключить свои связи.
Расходы
В среднем открытие офлайн кадрового агентства с арендой офиса в центре города обойдутся в сумму от 300 000 рублей. Эта сумма включает оплату аренды, ремонт, покупку мебели и оборудования, регистрацию бизнеса. Также нужно иметь не менее 200 000 на первое время, пока агенство не начнет приносить доход.
Доход и сроки окупаемости
Срок окупаемости зависит от организаторских талантов владельца. Специалисты говорят о возможности получения прибыли уже на второй месяц работы. Но при наличии опыта работы в сфере подбора кадров можно открыть бизнес и сразу наладить работу с клиентами, выполнив несколько заказов. В среднем начинающему агентству стоит рассчитывать на ежемесячный доход в 100 000–120 000 рублей. Соответственно, бизнес окупится через 3–4 месяца.
Советы владельцу кадрового агентства
- Не экономить на рекламе. Но не стоит тратить большие суммы по принципу «чем больше заплатишь, тем выше отдача» — это не всегда так. Если вы хорошо понимаете свою целевую аудиторию, ищите лучшие способы взаимодействия с ней.
- Продумать ценообразование. Демпинговать не стоит, ведь хорошие специалисты знают себе цену. Но и чересчур завышать цены не стоит, особенно в начале работы.
- Искать постоянных клиентов. Вам достаточно несколько крупных клиентов, чтобы окупить расходы и выйти в плюс.
- Работать на продвижение бренда. Разработайте свой логотип, продумайте уникальное название, участвуйте в публичных мероприятиях, раздавайте визитки и небольшие сувениры с вашим логотипом.
- Продумать все аспекты работы с персоналом. Например, один занимается рекрутингом, другой специалист — поиском корпоративных клиентов.
Будет полезно прочитать: